Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image

МЕДИТАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Медитация (от лат. meditatio — размышление) — это метод работы со своим…

МЕДИТАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Медитация (от лат. meditatio — размышление) — это метод работы со своим психическим миром, активно развивавшийся в восточных системах совершенствования человека (йоги и буддизма), но свойственный всем людям. Последнее время наметилось большое сближение между современной психотерапией и восточными концепциями психической жизни человека. Те или иные медитативные техники используются в самых разных школах психотерапии: гештальттерапии, НЛП, психосинтезе, в некоторых направлениях телесной терапии, даже знаменитую технику свободных ассоциаций З.Фрейда вполне допустимо трактовать как определенный тип медитации. Но в то же время можно говорить и о самостоятельном медитативном направлении психотерапии.

Основные идеи
Чрезвычайно легко и в то же время трудно дать определение
медитации, легко — потому что таких определений множество,
трудно — потому что все они не отражают этого понятия в его полноте. Обычно медитация понимается как сосредоточение, особая концентрация на одной мысли, образе или предмете, либо
как очищение сознания от всяких мыслей и образов, либо как
внутренняя психическая работа над своими переживаниями. Верно и то, и другое, и третье, но главная задача медитации — привести человека к самому себе, к центру собственной самокоррекции
и личностного роста, где, собственно, и начинается исцеление,
откуда приходят неожиданные творческие решения проблем.
Яснее это понятие может стать после сравнения его с другими
базовыми понятиями психологии: поведением, деятельностью и
общением. Если поведение — это реакция субъекта (S) на воздействие того или иного объекта (О) на него, то деятельность — это
всегда целенаправленное воздействие субъекта (S) на объект (О),
где вся активность (познающая, использующая, преобразующая
и т.д.) порождается и регулируется самим субъектом, в результате деятельности получается преобразованный объект (О). В случае
общения происходит взаимодействие субъекта (S) с равноправным ему субъектом (S) и активность в равной мере принадлежит обеим сторонам. Ни одна из сторон не может рассматриваться как
пассивный объект воздействия, в противном случае общение редуцируется до деятельности одного субъекта над другим, что в
научной литературе именуется манипулированием.

В случае же медитации нет второй стороны, нет деятельности и
нет общения, субъект не рефлексирует, воздействуя на себя или беседуя с самим собой, он просто собой становится, что мы обозначили
символом «S» (см. таблицу 1). В этом состоянии внутреннего бытия
собой происходит спонтанное решение проблем и наиболее тесный контакт с бессознательным. Медитация может быть различной глубины, может сопровождать процесс деятельности или общения, но суть ее состоит именно в обращении к самому себе, поиску некоторого ответа изнутри, который приходит обычно не как результат долгих логических построений, а как спонтанное понимание, озарение, инсайт.

Инсайт всегда сопровождается яркой эмоциональной реакцией: лицо всегда освещается радостной улыбкой, человек восклицает что-нибудь в восхищении перед открывшимся ему пониманием, так Архимед закричал: «Эврика!», открыв свой великий закон.
Логично предположить, что он по сути медитировал, расслабившись в ванне (расслабление является чрезвычайно важным фактором эффективной медитации). Знаменитый физик Нильс Бор, по свидетельству очевидцев, приходил к своим изящным решениям, впадая в странное трансовое состояние.

Однако отсюда также понятно, что любой человек, когда-либо
занимавшийся углубленным размышлением, решавший творческую задачу, испытавший инсайт, т.е. новое понимание, обязательно при этом непроизвольно занимался медитацией. То есть медитация не есть что-то чуждое, привнесенное к нам с Востока, но свойственная всем людям способность, открывающая пути к творчеству.
В этом смысле медитация является просто одним из видов человеческой активности, основой творческого решения, впрочем
она доступна уже человекообразным обезьянам. Знаменитый немецкий психолог Келлер, исследовавший интеллект обезьян, отмечал, что при решении творческой задачи обезьяна сначала глубоко задумывалась (медитировала), затем ее лицо озарялось яркой улыбкой (инсайт), и она прямиком бежала к палке, чтобы сбить банан.

Когда человек понимает что-то в себе, открывает какой-то
внутренний нравственный закон, то происходит то, что на Востоке называют просветлением (это нравственный инсайт): человеку становится ясно, из-за чего он раньше страдал и как теперь
ему жить, заблуждение и соответствующее ему страдание исчезают, сознание становится светлым и радостным. В этом смысле медитация чаще всего использовалась в религиозных целях.

В чань-буддизме медитация осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке. Это сосредоточение сочетается с максимальной релаксацией и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно уравновешенного состояния. Сосредоточенность сознания в данном случае вовсе не означает, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. В ходе практики медитирующий вырабатывает в себе способность к непроизвольной концентрации внимания, когда сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет, как вода, не задерживаясь ни на одном объекте и вместе с тем отражая его с максимальной адекватностью и полнотой.

Медитация в буддистской традиции понимается как такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не возмущают его спокойствия. Это можно сравнить с тем, как будто на бурлящее море обыденного сознания вылили масло, и волны успокаиваются — остается лишь гладкое блестящее зеркало. И именно в этом зеркале сознания мириады отражений появляются и исчезают, никак не нарушая его спокойствия.

Также медитация может быть сопоставлена с такими базовыми
терминами, как «транс» и «гипноз». Состояния, испытываемые субъектом во всех трех случаях, весьма сходны, всегда происходит
концентрация внимания на внутреннем мире. Однако медитация всегда предполагает активность самого субъекта, его свободу, пробуждение его творчества и инсайт как результат медитации. В случае же транса и гипноза это не главная цель, целью скорее является воздействие одного субъекта на другого, при гипнозе оно более прямолинейно (директивно), чем при трансе, и неконтролируемо субъектом, на которого это действие оказывается. Гипноз в этом смысле представляется менее предпочтительным, но медитация обычно требует значительной самостоятельной работы клиента, его внутренней квалификации. Необходимо отметить, что трансовое состояние в процессе психотерапии в той или иной степени происходит всегда, без него достижение успеха практически невозможно. Транс делает психический мир клиента достаточно пластичным и, главное, дает возможность общаться с его бессознательным. Транс основан на доверии к терапевту и позволяет последнему «плавно вести» клиента.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика