Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Search
28 апреля 2024
  • :
  • :

О МАГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ На самом деле с магией мы встречаемся еще до своего рождения….

О МАГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

На самом деле с магией мы встречаемся еще до своего рождения. Пребывание в материнской утробе дает нам такой опыт – мы получаем все, что нам нужно, не прилагая усилий: напитываемся, получаем кислород, тепло и защиту.

Само магическое мышление возникает у детей еще в раннем детстве. Примерно с двух до семи лет ребенок может верить в то, что он управляет миром посредством своих мыслей. Это представление формируется на основе младенческого опыта, когда у ребенка нет еще границы между «Я» и окружающим миром. Он захотел есть, заплакал – и пришла мама, каким-то образом интерпретировала его плач, покормила, потом укутала, положила спать. Если ребенок растет рядом с адекватной, заботливой матерью, то у него возникает полная иллюзия, что его желание обладает могуществом, заставляющим мир вращаться вокруг него и удовлетворять его насущные потребности.

Сколько мы знаем курьезных случаев, когда малыши требуют от мамы, чтобы она остановила дождь, потому что очень хочется гулять; когда они свято верят в то, что папа может достать им Луну с неба; представляют, что волшебная палочка может все сделать за них; верят в Деда Мороза, точно угадывающего, какие подарки хочется получить к Новому году. Большинство пятилеток берут расческу и поют, будучи уверенными, что делают они это не хуже артистов из телевизора, сражаются на палках, как настоящие мушкетеры и, конечно, способны уложить врага одним выбросом ноги, как Брюс Ли.

Магическое мышление, к сожалению, приносит детям не только радости, но и сложности. Ребенок может считать, что мама заболела из-за его плохого поведения; папа ушел из семьи, потому что он плохо учился; бабушка умерла потому, что он ее не слушался; а брат попал в неприятности из-за того, что недавно они с ним подрались.

То есть все события, происходящие в семье и даже в мире, ребенок может переживать как следствие своих действий.
Вера в собственное всемогущество помогает ребенку переживать зависимость от «божественно грандиозных» взрослых, ведь ощущать себя слабым и уязвимым перед лицом огромного мира непросто. К тому же ребенок не всегда может получить желаемое, даже если приложит много усилий: он не может зарабатывать и в полной мере распоряжаться деньгами, не может купить бабушке новую квартиру, сделать так, чтобы папа не пил, а мама не уходила на работу. Поэтому вера в волшебство помогает ему хотя бы фантазировать о том, что его желания когда-нибудь исполнятся.

Постепенно ребенок растет, идет в школу, в секции и кружки и начинает реально, а не фантазийно овладевать навыками – спортивными, вокальными, еще какими-то. Из его каждодневных вложений шаг за шагом складывается «волшебство» умений, появляется способность совершать действия, которые в реальности могут изменить его и его жизнь. Постепенно он все больше изучает мир в его взаимосвязях, развивает критическое мышление, осваивает науки, знакомится с фактами, но по-прежнему, когда ребенок заболевает или сильно пугается, он начинает верить в то, что мама его непременно спасет. Не только от болезни, но и от самой смерти.
То есть в ситуации правильного развития, спокойной и нормальной жизни магическое мышление постепенно сходит на нет, но в ситуации неопределенности, стресса или встречи с неотвратимым и страшным может возвращаться.

Ребенок растет дальше и постепенно входит в свой следующий возрастной кризис – в пубертат. Если вы когда-нибудь общались с подростками, то, вероятно, помните, с какой многозначительностью они произносят банальности, будучи абсолютно уверенными, что постигли высшую мудрость и теперь снисходительно доносят ее до вас. На самом деле подростки, как и любые люди, находящиеся в серьезном кризисе, чаще всего живут в тревоге и страхе неопределенности, которую им сулит предстоящая, пока непознанная ими взрослая жизнь. Попытки подменить сложность и многообразие мира простыми, как им кажется, «истинами» (еще недавно многие молодые барышни их брали из статусов ВКонтакте) – отличная защита для их возраста.

Им снова страшно предъявлять миру свою уязвимость и растерянность, которые они испытывают на пороге взрослой жизни. И хотя чаще всего предстоящая жизнь кажется подросткам понятной и простой (это представление складывается из наблюдения за родителями, которые обычно не делятся своими сложностями и переживаниями, и потому у детей срабатывает механизм упрощения, о котором мы чуть позже еще поговорим), все равно что-то внутри более-менее умного подростка беспокоится, переживает, тревожится. И, к сожалению, иногда подростки находят сами или верят в найденный кем-то другим простой «ключ» к решению любой проблемы.

Отсюда возникают незамысловатые, но опасные в своей простоте идеи: напиться, если случились неприятности; переспать с другим назло тому, кто не обращает достаточно внимания; начать курить, чтобы казаться старше; сделать тату, чтобы показаться крутым; угнать мопед, чтобы доказать, что не лох, и прочее.

Или из менее криминального. Например, вы наверняка не раз слышали от подростков такую «глубокую мысль»: «Зачем учиться, только время на это тратить! Буду-ка я блогером, стану рассказывать про компьютерные игры, снимать своих друзей или свою жизнь и начну грести деньги лопатой. Ни учиться, ни работать тогда мне не придется». Возможность получить все, что хочется, не затрачивая на это никаких усилий, кажется не только искусительной, но и вполне реальной, тем более что примеров детей-миллионеров в Сети предостаточно. Непросто бывает убедить подростка в том, что эти дети, как правило, ходят в школу, развиваются, чтобы быть интересными для своих подписчиков, работают над выпусками, которые должны быть не только увлекательными, но и постоянными.

Подросток не только пытается упростить внешнюю реальность, думая, например, о том, что если бы он был родителем или президентом, то он бы, конечно, поступал по справедливости и выдавал бы всем денег столько, сколько им нужно, но и действует, исходя из этих упрощенных концепций и представлений о мире. Может быть, поэтому обычный родитель, в какой-то момент охваченный тревогой, как заведенный начинает повторять: «Жизнь – трудная штука», «Просто так все не достается», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Я в твои годы…» и так далее.

Конечно, какие-то из этих посланий могут быть продиктованы завистью к подростковой беспечности, которую дети пока еще могут себе позволить, но очень часто родитель просто пытается таким образом подготовить свое дитя к встрече с этим сложным миром, пытаясь донести до него то, что тот пока не в состоянии постичь.

Ирина Млодик — В туннеле магического мышления. Оберегая себя от реальности




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика