Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

Словарь йоги. Ананда


            Словарь йоги. Ананда

Словарь йоги. Ананда

Все живые существа так или иначе стремятся обрести счастье и желают избежать страданий. Это глубинное стремление не только человека, но и всех существ, даже с самым примитивным уровнем сознания. Никто не желает страдать, бывают, конечно, исключения, но это уже из разряда психических отклонений. Но проблема людей в том, что, стремясь к счастью, они совершают те действия, которые, напротив, закрывают им дорогу к счастью. Поэтому, желая избежать страданий, настойчиво стремятся к ним. Причиной этого является невежество, которое не позволяет людям отследить причинно-следственные связи и понять, что те или иные действия ведут к страданиям. В йоге также рассматривается такое понятие, как счастье.

«Ананда» в переводе с санскрита означает «радость», или «блаженство». Также существуют переводы: «счастье», «восторг» и так далее. Это слово получило широкую известность отчасти благодаря тому, что имя Ананда носил один из главных учеников Будды Шакьямуни. Именно с его слов были записаны большинство сутр – буддийских текстов. Можно заметить, что эти тексты начинаются со слов «так я слышал», то есть описанные события записаны как раз со слов Ананды.

Также термин Ананда встречается в ведических писаниях. Одной из главных задач разумного живого существа, согласно Ведам, является цель постичь Бога. И существует такое понятие, как «Сат-Чит-Ананда». Это три качества Бога – вечность, сознание, блаженство. И так как душа – это частица Бога, то считается, что это три изначальных качества души, а всё остальное порождено «майей» — иллюзией. Таким образом, Ананда – это одно из изначальных качеств души. То есть блаженство, или радость, – уже присутствует в нас, и лишь иллюзия скрывает от нас нашу истинную суть.

В йога-сутрах Патанджали тоже упоминается термин «Ананда». В сутре 17 главы первой Патанджали перечисляет своего рода ступени на пути к состоянию Самадхи – соединению индивидуального сознания с сознанием космическим. В переводе Свами Вивекананды сутра звучит следующим образом: «Сосредоточение, называемое истинным знанием, есть то, что сопровождается рассуждением, различением, блаженством, неопределённостью личного начала». Как мы можем видеть, Ананда, или блаженство, стоит на третьем месте, и ему предшествуют рассуждение и различение. Или, выражаясь на санскрите, Витарка и Вичара. Термин «Витарка» можно расшифровать как концентрацию на каком-либо материальном объекте. А Вичара – это непосредственно Дхьяна, или созерцание. И процесс Дхьяны завершается обретением такого качества, как Ананда.

Также интересна версия перевода Свами Вивекананды термина «Самадхи». В его версии перевода звучит как «сосредоточение, называемое истинным знанием». Из этого можно сделать вывод, что только то знание является истинным в полной мере, которое пережито на личном опыте. Следовательно, знание, почерпнутое из книг или от мудрецов, является лишь указующей путь концепцией, версией, гипотезой, и не более того. Это очень важный момент: в этом и есть принцип здравомыслия. И только знание, обретённое на личном опыте, содержит в себе такой аспект, как Ананда. Можно привести такой пример: сколько угодно можно читать о бессмертии и вечности души, но если это не пережито на личном опыте, страх смерти, как правило, у человека остаётся. А те, кто пережил опыт выхода из тела, обычно говорят о том, что страх смерти после этого полностью исчезает. И это ведёт к блаженству, то есть состоянию Ананды.

Ананда достигается, когда наступает состояние, описанное Патанджали ещё в самом начале первой главы, – «citta-vritti-niroddhah», то есть отсутствие, или прекращение, волнений ума – «вритти». Иногда практик может впадать в иллюзию, что все вритти устранены, однако если при этом отсутствует состояние Ананды, значит, вритти продолжают воздействовать на ум. Можно привести такой пример: человек насильно подавил в себе все желания (не устранил, а именно подавил, то есть вытеснил в бессознательное), и ему кажется (он и сам в это верит), что желаний у него нет. Но часто в таком случае может возникать депрессия, ощущение бессмысленности происходящего, апатия, прострация, меланхолия и так далее. Это признак того, что желания не устранены, а вытеснены в бессознательное и продолжают воздействовать на сознание человека, но уже другим образом. Поэтому Ананда – это чёткий индикатор уровня духовного развития человека. Если присутствует Ананда, значит, в какой-то мере или полностью достигнуто состояние, о котором пишет Патанджали, – «citta-vritti-niroddhah».

Таким образом, Ананда – одна из четырёх ступеней на пути к Самадхи, согласно версии Патанджали. Ей предшествует Витарка – сосредоточение на объекте, воспринимаемом органами чувств, — и Вичара – непосредственно созерцание, или Дхьяна. Впоследствии Дхьяна приводит к состоянию Ананды – блаженства, а затем и к четвертой стадии достижения Самадхи – Асмите – разотождествлению сознания с умом и телом. Также уровень развития такого качества, как Ананда, в человеке является признаком его успешного движения по духовному пути и является непременным аспектом достижения спокойствия ума.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика