ЮНГ ОБ ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ
Экстраверт исходит из ценности внешнего предмета, интроверт — из ценности внутреннего предмета. Экстраверт контролируется своим отношением к предмету извне, интроверт — своим отношением к предмету внутри. Обе эти установки возникают из установок, которые встречаются среди первобытных народов, потому что для первобытного человека внутреннее и внешнее образуют единый опыт. Первобытный человек уверен, что обладает внутренней и внешней ценностью, так как ему и в голову не приходит провести различие между ними. Древние боги представляли экстериоризированные, персонифицированные эмоции.
Различие между внутренним и внешним опытом устанавливается только с помощью сознания, и только благодаря сознанию человек может узнать, что он связан с внешним предметом в ущерб внутреннему, и наоборот.
Сознательный экстраверт ценит свою связь с внешним предметом и боится своей внутренней самости. Интроверт боится не себя, а предмет, который он наделяет невероятными ужасами. Вы помните историю Алкибиада
и Сократа. Алкибиад должен был выступить с речью перед публикой. Он пришел к Сократу и рассказал, что не сделал этого из страха перед аудиторией. Сократ повел его по Афинам и, придя вначале к кузнецу, спросил: “Ты знаешь этого человека?” “Да”. “Ты боишься его?” “Нет”. Затем он повел его к сапожнику и задал те же вопросы, и вновm Алкибиад не испытывал страха. “Они”, сказал Сократ, “и есть те люди, перед которыми ты боялся выступить с речью”.
Но для интроверта это обычное дело, когда собравшаяся толпа превращается перед ним в чудовище. Иногда он способен компенсировать и сформировать способ достаточно решительных действий, чтобы покорить чудовище. В основе страха, испытываемого интровертом, лежит бессознательное предположение, что предмет обладает в избытке жизнью, и это является неотъемлемой частью древней веры в магию.
Экстраверт, с другой стороны, ведет себя так, как если бы мир был восхитительной семьей. Он не проецирует ужасы на предмет, а относится к нему легко и просто. Но чтобы показать вам, как он относится к себе, я расскажу вам о пациенте, который страдал от непомерной экстраверсии. Я сказал ему, что он должен выделять каждый день один час, когда он будет чувствовать себя самим собой. Он сказал, что было бы замечательным послушать вечером музыку с женой. “Нет”, сказал я, “это не то. Вы должны быть самим собой”. “Вы имеете в виду чтение?” “Нет. Ничего не надо делать,
нужно только думать”. “Ни за что на свете”, сказал он. “Это
прямиком ведет к меланхолии”.
Считаю, что делёжка людей на экстравертов и интровертов некорректна. Юнг описал, скорее, людей с психическими отклонениями, а не здоровых, ибо психически здоровому человеку одинаково комфортно и ценно как уединение с собой, так и активная социальная жизнь. Это обычная, всесторонне развитая гармоничная личность – амбиверт.
Что касается боязни себя или внешнего мира (в т.ч. общества), этому есть причины, которые не нормальны, т.к. мешают полноценному функционированию и развитию личности. Проблем таких великое множество, но их можно свести к непринятию себя или мира из-за негативных убеждений, травматического опыта или отсутствия знаний об объекте (последнее – чаще всего).