Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image

ВЗГЛЯД ЛАКАНА НА ВЛЕЧЕНИЯ Понятие «влечения» (Trieb) находится в центре фрейдовской теории сексуальности. Согласно…

ВЗГЛЯД ЛАКАНА НА ВЛЕЧЕНИЯ

Понятие «влечения» (Trieb) находится в центре фрейдовской теории
сексуальности. Согласно Фрейду, человеческая сексуальность отличается от половой жизни других животных тем, что управляется не инстинктом (предполагающим врожденное, относительно фиксированное отношение к объекту), а влечениями, которые отличаются от инстинктов исключительной изменчивостью и обуславливаются историей жизни субъекта.

Лакан настаивает на сохранении фрейдовского различия между Trieb («влечение») и Instinkt («инстинктом»), критикуя Джеймса Стрэйчи, который упразднил это различие, переведя в «Полном собрании сочинений» оба термина как «инстинкт» . Если «инстинкт» обозначает мифическую, доязыковую потребность то влечение не имеет ничего общего с полем биологии. Влечения отличаются от биологических потребностей
тем, что их нельзя удовлетворить, а также тем, что они не нацелены на достижение объекта, но бесконечно циркулируют вокруг него. Лакан утверждает, что цель влечения заключается не в достижении результата, но в следовании самому пути, заключающемуся в огибании объекта.

Таким образом, настоящая цель влечения заключается не в достижении мифической полноты удовлетворения, но обращении по круговой траектории; реальным источником наслаждения является повторяющееся движение по замкнутому контуру. Лакан напоминает своим читателям, что Фрейд определял влечение как мотнаж [англ. montage] четырех прерывных элементов: натиск, цель, объект и источник. Влечение не может рассматриваться в качестве «некоторой абсолютной данности, чего-то архаического и исходного»; напротив, оно является от начала и до конца культурным и символическим конструктом. Таким образом, Лакан освобождает понятие влечения от навязчивых сравнений с динамикой и гидравликой, имевших место в работах Фрейда.

Лакан создает теорию «контура» [англ. circuit], включающую четыре фрейдовских элемента влечения. В этом контуре влечение возникает в эрогенной зоне, огибает объект, а затем возвращается в эрогенную зону. Контур структурирован тремя грамматическими залогами:
1. действительный залог (например, видеть);
2. возвратный залог (например, видеться);
3. страдательный залог (например, быть видимым).

Первые два элемента контура (действительный и возвратный залоги) аутоэротичны: в них отсутствует субъект. Только только в третьем элементе (страдательный залог) влечение замыкает свой контур, возникает «новый субъект» (следовательно, до этого момента субъекта не существовало). Хотя третьим элементом является страдательный залог, влечение всегда сущностно активно. Поэтому в случае третьего элемента контура, Лакан
пишет не «быть видимым», но «делать себя видимым». Даже такая предположительно «пассивная» фаза влечения, как мазохизм,
подразумевает активность. Контур влечения является единственным для субъекта способом преодоления принципа удовольствия.

Фрейд утверждает, что сексуальность состоит из ряда частичных влечений (Partieltrieb), таких как оральное и анальное, каждое из которых определяется отдельным источником (той или иной эрогенной зоной). Сперва эти отдельные влечения функционируют беспорядочно и независимо (т.н. «полиморфная перверсивность» ребенка), но в процессе полового созревания организуются и соединяются под приматом гениталий (Freud, 1905d).

Лакан подчеркивает частичную природу всех влечений, но расходится с Фрейдом в двух пунктах:
1. Лакан отклоняет идею о том, что частичные влечения могут достичь целостной организации или слияния, доказывая, что первенство генитальной зоны если и достигается, то всегда остается ненадежным. Таким образом, он подвергает сомнению представление
некоторых психоаналитиков после Фрейда, считавших, что частичные влечения гармоничным образом интегрируются в генитальном.
2. Лакан утверждает, что влечения частичны, но не в том смысле, что они являются частями целого («генитального влечения»), а в том, что они представляют сексуальность лишь отчасти; они представляют не репродуктивную функцию сексуальности, но лишь измерение наслаждения.

Лакан различает четыре частичных влечения: оральное, анальное, скопическое и призывающее. Каждое из них определяется особым частичным объектом и эрогенной зоной, как показано на рисунке. Первые два влечения относятся к требованию, а вторые два – к желанию.

Дилан Эванс — Вводный словарь лакановского психоанализа




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика