ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
Психологи выделяют особые, кризисные моменты и состояния в биографии человека: возрастные кризисы – это переход на новую ступень развития, с новыми задачами и поиском новых способов их решения. То, что было приобретено на более ранних стадиях, является необходимым фундаментом дальнейшего развития, но каждый возрастной кризис требует и изменений, отказа от некоторых ранее эффективных способов поведения:
«Каждый переход на новую ступень заставляет отказываться от какой-то магии, от какой-то иллюзии безопасности и удобного привычного чувства эго во имя развития нашей неординарности» (Шихи Г. Возрастные кризисы: Ступени личностного роста. СПб., 1999).
Наступление очередного кризиса обычно бывает ознаменовано какими-то ключевыми событиями в биографии: окончание учебного заведения и начало профессиональной деятельности, вступление в брак, рождение ребенка, смерть родителей, взросление и уход из дома собственных детей – это те вехи, которыми отмечена жизнь большинства людей.
Кроме этого, практически никому не удается избежать и некоторых «внештатных» ситуаций, таких как потеря или смена работы, развод и новый брак, переезд на новое место жительства (возможно, даже в другую страну). Все эти события накладываются на внутренние процессы личностного роста и вместе с ними определяют неповторимые особенности прохождения возрастных кризисов каждым из людей.
В переходные периоды образ жизни человека внезапно меняется сразу в четырех измерениях:
Первое измерение – внутреннее ощущение себя по отношению к другим.
Второе измерение – чувство безопасности и опасности.
Третье измерение – восприятие времени.
Четвертое измерение – ощущение физического спада.
Все богатство переживаний, возникающих в этих измерениях, окрашивает жизнь человека в неповторимые тона и подталкивает его к принятию тех или иных решений.
Психолог Гейл Шихи выделила следующие основные кризисы взрослого человека.
1. Отрыв от родительских корней (18—22 года). Окончание школьного обучения, начало приобретения профессии – это первые шаги к самостоятельному, независимому от родительской семьи существованию. За внешней самоуверенностью скрывается страх неудачи, привычное ощущение ребенка, что заботиться о нем должны взрослые. Мнение сверстников предпочитается советам родителей, идет поиск авторитетов. Характерно, что как только собственные убеждения молодого человека начинают расходиться с идеалами избранной им группы «своих», последние начинают восприниматься как «предатели».
В этот период молодые люди охвачены желанием проявить себя – в учебе или общении, мировоззрении, идеологии, будущей профессиональной деятельности. Эмоциональная привязанность к родителям становится бременем, привязывающим к «детским» формам поведения, и потому эта связь истончается (хотя, как правило, никогда не прерывается окончательно): «Одна наша половина пытается быть индивидуальностью, а другая стремится восстановить безопасность и комфорт и слиться воедино с другим человеком. Одно из самых популярных противоречий этого перехода заключается в следующем: мы можем ускорить наше развитие, присоединившись к сильному человеку. Но люди, которые вступают в брак в это время, часто продолжают поддерживать финансовые и эмоциональные связи с семьей и родственниками, что мешает им стать экономически независимыми».
Как и все прочие, этот кризис является необходимым и неизбежным для развития личности: если на данном этапе взросления кризиса не происходит, то он разражается позднее и, подобно детским инфекциям вроде ветрянки, переносится тяжелее. Благополучный же выход из него позволяет индивиду сформировать новые, зрелые и основанные на чувстве благодарности отношения с родителями.
2. Искания в двадцать лет. Это время, когда делаются попытки удержаться в мире взрослых, идет поиск наиболее эффективных стратегий взрослого поведения. Это период подготовки к основному делу жизни, приобретение необходимых навыков и качеств, создание интимных отношений. Очень часто это и потеря иллюзии, будто бы первый же совершенный выбор (профессиональный или личный) был единственным, верным и окончательным. Так, очень часто после получения диплома об образовании молодые люди оказываются в состоянии кризисной растерянности, обнаружив, что избранная ими сфера деятельности не привлекает их или требует таких качеств и умений, которыми они не обладают.
В этот кризисный период возможны два потенциально опасных способа разрешения. Один состоит в том, чтобы свести поиски и сомнения к минимуму, обеспечить себе безопасность, приняв все имеющиеся на данный момент обязательства (приступить к работе «по специальности» даже в том случае, если к ней не лежит душа, вступить в брак потому, что «так принято», и т. п.). Такая стратегия дает временное ощущение безопасности и надежности, но чревата подспудным и все более усиливающимся чувством неудовлетворенности и обреченности.
Второй крайний вариант – бесконечные поиски и метания, вызванные страхом совершить «не тот» выбор: затянувшиеся «поиски себя» могут длиться десятилетиями при минимальной, если не нулевой, продуктивности.
3. Осознание своих тридцати. Приближение к этому возрасту обычно связано с ощущением новых жизненных сил. Очень часто выбор профессии, сделанный десятилетием раньше, перестает удовлетворять человека, и он ощущает в себе новые качества, которые зреют и требуют своей реализации: «Появляется стремление вырвать пройденный кусок жизни и начать все сначала в тридцать лет. Это может означать выход на иную дорогу или превращение мечты, например, “стать президентом” в более реальную цель. Одинокий человек чувствует толчок, побуждающий его искать партнера. Женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится выйти в свет. Бездетные родители стремятся завести детей. И почти каждый, кто уже семь лет живет в супружестве, чувствует недовольство».
4. Корни и расширение. После бурных изменений, связанных с предшествующим «кризисом тридцати», многие начинают обустраивать жизнь заново, буквально выращивать новые корни: предпринимают новые карьерные усилия, заключают браки (впервые или начинают новую семейную жизнь, распростившись с иллюзиями «студенческих семей»). В сохранившихся браках ослабевает накал страстей, несколько снижается удовлетворенность, но при этом расширяются общественные связи семьи и развивается более внимательное отношение к детям.
5. Между 35 и 45. «Земную жизнь пройдя до половины», человек задумывается о конечности собственного существования. В этом возрасте толчком к личностному кризису может послужить многое – ощущение утраты молодости и физических сил, первые проблемы со здоровьем, изменение привычных ролей, взросление детей и т. д. Многих людей в этом возрасте подстегивает ощущение «последнего шанса»: они начинают интенсивно строить карьеру (особенно мужчины) или семейную жизнь (особенно женщины).
«Возраст между 35 и 45 годами – это время опасностей и больших возможностей. Мы можем переосмыслить ориентиры, по которым оценивали собственную личность в первой половине жизни, и те из нас, кто воспользуется этой возможностью, будут искать истину».
Это время переоценки ценностей, убеждений, веры. На этом этапе человек как бы остается наедине с собой: заново оценивая себя и совершая очередной выбор, он уже не может и не должен полагаться на мнение других, спрашивать у кого-то разрешения или перекладывать ответственность.
При успешном преодолении этого кризиса человек испытывает волнующее ощущение свободы и открывающихся перед ним новых возможностей и перспектив.
6. Обновление или покорность. Равновесие восстанавливается примерно к 45 годам, но если человек не проявлял активности в поиске и реализации значимых для него целей, то эта стабильность теперь вызывает ощущение застоя и порождает чувство печальной покорности или раздраженного разочарования. Остановка в развитии приводит к утрате поддержки и безопасности: «Родители становятся детьми. Дети – незнакомыми людьми. Друг вырастет и уйдет. Карьера превратится просто в работу. И каждое из этих событий будет ощущаться как несостоявшееся». Назревающий в результате психологический кризис несколько лет спустя может выплеснуться в разрыве семейных, дружеских или профессиональных связей, развитии физических или психических недугов.
С другой стороны, и в 50-летнем возрасте возможно обретение новой цели, вокруг которой вся жизненная конструкция выстраивается по-новому: это может быть и забота о внуках, и включение в общественную деятельность, и масса занятий, на которые прежде не хватало времени.
«Родители могут быть прощены за то, что дети дались им слишком тяжело. Дети могут быть отпущены без сожалений. В пятьдесят лет приходит новая теплота и умудренность опытом. Друзья и личная жизнь становятся важны как никогда. Люди, которые преодолели середину жизни, чаще всего заявляют, что их девиз сейчас: “Не заниматься ерундой”».
Таким образом, мы видим, что одна из основных идей современной психологии состоит в непрерывности развития. Человек всегда остается способным к изменениям и свободному выбору своего жизненного сценария, и знание возрастных особенностей, грядущих с неизбежностью психологических кризисов может помочь нам в более успешном их преодолении – и, в конечном итоге, в достижении наибольшей полноты и гармонии в личной и общественной жизни.
Детских кризисов, как будто нет, ни одного!
Таким образом, мы видим, что одна из основных идей современной психологии состоит в непрерывности разрушения🤓😋