Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image

ВКЛАД НОЙМАННА В ГЛУБИННУЮ ПСИХОЛОГИЮ В научном творчестве Нойманна можно выделить два основных момента….

ВКЛАД НОЙМАННА В ГЛУБИННУЮ ПСИХОЛОГИЮ

В научном творчестве Нойманна можно выделить два основных момента. В первой сфере, глубинной психологии женщины, он был новатором, и до сих пор едва ли можно найти равного ему в этом. Вторым его основным интересом было исследование глубинно-психологических истоков творческой деятельности человека. Остановимся на значении проблемы женского начала в глубинной психологии. Здесь следует выделить особенно удачный труд Нойманна «Великая мать». Стимул к написанию этой работы исходил от Юнга и фрау Фрёде-Каптейн, которые предложили написать текст к удивительному изобразительному материалу, который хранился в архиве Эраноса и использовался для изучения символики. Основная цель этой книги заключается в том, чтобы в форме сравнительного психологического описания показать различные ступени развития человечества, которому соответствует постепенная дифференциация образа матери.

Нойманну удалось показать читателю, каким образом на основе анализа скульптур и изображений богини-матери можно сделать весьма приемлемые выводы об уровне развития соответствующего народа. Богатый наглядный материал, относящийся к самым разным религиям и культурам (этот текст иллюстрируют 74 рисунка и 185 таблиц),
доказывает удивительное совпадение архетипических форм. Согласно Нойманну, постепенное изменение женских характеристик проявляется в некоторых типичных символических формах путем взаимного проникновения двух фундаментальных женских качеств — «элементарного характера» и «изменчивого характера».

Нойманн описывает две эти основополагающие особенности следующими словами: «Элементарным характером мы называем аспект женщины, в котором она, выступая в качестве великого круга, огромного вместилища, склонна удерживать все, что там возникает, и охватывать это, словно вечная субстанция…». «В отличие от элементарного характера изменчивый характер женщины есть выражение другой фундаментальной психической констелляции. В изменчивом характере проявляется динамический элемент психики, который в отличие от консервативной тенденции элементарного характера приводит сущее в движение, подводит к изменению и трансформации. В ходе психического развития изменчивый характер психики, который проецируется на женское начало, сначала находится во власти элементарного характера и лишь постепенно выходит из его тени, проявляясь самостоятельно…»

В начале второй части книги рассматриваются формы выражения элементарного характера, начиная от богинь каменного века и ранней античности и заканчивая символикой плодородной женской натуры в Меланезии и матриархальном мире ацтеков. Изобилие символов, выражающих негативный поглощающий характер или позитивное качество, связанное с родами и защитой, описывается в форме, свидетельствующей о глубоких знаниях Нойманна в области мифологии и сравнительной
психологии религии. Далее рассматривается последующее развитие с точки зрения вышеуказанного изменчивого характера великого круга — от «природного уровня», связи великой богини с миром растений и животных, до «культурного уровня» связанного с древними мистериями, которые, в конечном счете, достигают кульминации в изменении духа.

Нельзя не упомянуть о том, что представления Нойманна о «материнском
архетипе» отнюдь не встречали всеобщего одобрения. Особенно серьезные возражения выдвигались со стороны историков культуры. Они утверждали, что Нойманн, опираясь на давно уже устаревшую в научном плане
концепцию материнского права Бахофена, разрабатывает «психоисторию», отрицая при этом достоверные этнологические и культурно-исторические
факты. То есть архетип «великой матери» впервые появляется в высокоразвитых земледельческих культурах, но не в предшествовавших им культурных традициях охотников и скотоводов, как утверждает Нойманн. У них, как было доказано, определяющими были культурные и религиозные формы, относящиеся к отцовскому праву. Следовательно, постулируемая в «великой матери» «психоистория» не согласуется с научными данными «истории культуры».

В тесной связи с книгой «Великая мать» находится сходный с нею по терминологии фрагмент под названием «Ребенок» (1963), к сожалению, не завершенный из-за смерти Нойманна. В нем очень подробно рассматривается психология детского развития с точки зрения аналитической психологии. Это сочинение, опубликованное после
смерти Нойманна, получило компетентную критическую оценку прежде всего со стороны Дикманна. С ним во многом солидарны и другие авторы, упрекающие Нойманна за то, что он пренебрег социальной
сферой, включая семью, в которой происходит развитие ребенка.

С работой «Ребенок» в известной степени перекликается статья Нойманна «Страх женщины» (Neumann 1958/59). В ней детально обсуждаются конкретные вопросы практической детской психотерапии, связанной с невротическим развитием в детском возрасте. В этой работе, в первую очередь, рассматриваются нарушения, которые обусловлены неправильным первичным отношением ребенка к матери или имеют свои корни в недостаточном освобождении от господства материнского принципа.

Психологии женщины Нойманн посвятил также несколько других статей:
«Значение архетипа земли для нового времени» (1963), «Психологические стадии женского развития» (1953) и «О луне и матриархальном сознании» (1950). В работе «Психологические стадии женского развития» Нойманн предпринимает попытку показать главные особенности развития женщины в сравнении с мужчиной. В статье «О луне и матриархальном сознании» предпринимается попытка определить иное по своей сущности женско-матриархальное сознание, образующее основу многих форм присущих женщине поведения и бытия. Это «матриархальное сознание», сознание, зарождающееся в специфическом бытии, создает связующее звено между
женщиной и творческим человеком, например, художником, у которого
Анима, женская сторона, и вместе с ней также матриархальное сознание, выражены сильнее, чем у обычного патриархального мужчины.

«История происхождения сознания» относится к числу книг
Нойманна, которые получили всеобщее признание и рассматриваются в качестве основы в самых разных работах в области глубинной психологии. Во многих трудах, в которых обсуждаются отношения между сознанием и бессознательным, часто цитируется это необычайно емкое и законченное описание развития сознания. Из письма Юнга Нойманну в 1946 году
можно сделать вывод, что Нойманн уже тогда завершил рукопись и направил ее Юнгу, чтобы узнать его мнение. Нойманн пытался получить доказательства наличия внутренних психических и архетипических факторов, которые определяют развитие сознания.

В первой части, которая называется «Мифологические стадии развития сознания», Нойманн предпринимает попытку в сравнительном обзоре мифологических символов разных эпох и разных культур показать психогенетические аспекты становления сознания. В своем подходе он наделяет архетипы определяющей функцией. Начальную и исходную стадии психического развития человека Нойманн называет состоянием «уробороса». Этот образ «уробороса», представленный в виде змеи, кусающей себя за хвост и тем самым создающей круг, характеризует первоначальную ситуацию и бессознательное материнское, скрывающее в себе все нерасчлененное мировое единство. В «уроборическом принципе» заключены противоположности света и тьмы, добра и зла, а также «зародыш Я», который уже существует, но пока невидим.

Сознание — это духовно-мужской элемент, содержащий в себе функции Я, но способный выделиться из сферы господства первоматери лишь постепенно. Через «любимца солнца», который попрежнему испытывает на себе чрезмерное влияние «великой матери», дальнейшее развитие событий в «борьбе героя» ведет к «убийству дракона». «Убийство дракона» символически выражает не что иное, как преодоление матриархального господства. В ходе неизбежной дальнейшей конфронтации достигается освобождение от патриархального доминирования. И только после этого в истории человечества сознание постепенно укрепляется и становится независимым.

И последний шаг состоит в том, что мужскому сознанию, ставшему теперь самостоятельным, помогает окончательно избавиться от зависимости от великой матери еще одна сторона женщины, выражающая духовное начало, — «Анима». Этот процесс находит свое наглядное отображение в сказаниях и мифах об избавлении девушки от власти чудовища.

Во второй части, получившей название «Психологические стадии развития
сознания», эти филогенетические ступени развития, ранее продемонстрированные на примерах культуры и ритуалов, переносятся на онтогенез. Здесь также обсуждается и определяется новое понятие, введенное Нойманном, «центроверсия» (которое, впрочем, в литературе не утвердилось). «Центроверсия» понимается как принцип психической энтелехии, как центр сознания в Я, как психический центр в Я.
«Центроверсия» координирует и регулирует совместную работу всех психических органов, а также служит творческим поискам человека.

Дополнительные разъяснения, касающиеся понятия «центроверсия», можно найти и в других сочинениях Нойманна, например, в статьях «Страх женщины», а также «Нарциссизм, аутоморфизм и первичные отношения». В работе, указанной первой, дается следующее определение: «Под центроверсией мы понимаем психическую функцию целостности, благодаря которой формируется центр сознания, а место в центре сознания постепенно начинает занимать Я-комплекс. Это формирование центра представляет собой “филиализацию” Самости, создающей для себя в Я филиал, который должен отстаивать интересы целостности в противовес отдельным
требованиям со стороны внутреннего и внешнего мира. При этом Я зачастую оказывается — и именно поэтому было выбрано понятие “филиализации” — в роли сына по отношению к центру целостности, который, выступая в качестве Самости, в развитии Я, по всей видимости, в значительной степени связан с архетипом отца. Все процессы интеграции личности, расширения и синтеза сознания, где решающее значение имеет проблематика отношений Я и Самости, находятся под знаком центроверсии также и в первой половине жизни. Если здесь доминирует психология Я и сознания, то процесс индивидуации во второй половине жизни находится под знаком смещения акцентов с Я на Самость».

В следующей, пожалуй, наиболее интересной главе работы «История происхождения сознания» («Сознание в состоянии компенсации и кризиса») Нойманн рассматривает растворение человека в массе и разрушение культурного канона в западном мире. Его глубокие рассуждения об отношениях между индивидом и группой Тайрих называют таким же поворотным пунктом в этой области, каким в свое время стало сочинение Ле Бона «Психология масс».

Согласно Нойманну, растворение человека в массе, принимающее опасные размеры, происходит в результате отделения рационального сознания от бессознательного, обособления, разрывающего крайне необходимую постоянную связь сознания и бессознательного. По этой причине бессознательное деградирует до неполноценной функции и подвергается из-за этого коллективному заражению. Выход из такого положения — индивидуация в понимании Юнга, когда в форме амплификации
принимается и постоянно учитывается бессознательное. Уже в этой концепции мы видим наметки тех мыслей, которые затем нашли свое выражение в более позднем труде Нойманна — «Глубинная психология и новая этика».

Хотя обилие новых фактов, полученных Нойманном в области изучения символов, а также тщательный анализ этого материала и получили всеобщее признание, тем не менее Нойманн подвергся критике за недостаточный учет социологических данных. Правильность теории сознания вызывает сомнения, если она строилась только
на анализе архетипов, и при этом нисколько не учитывались отношения человека с внешним миром. Пренебрежение социологическими подходами
в других основных трудах Нойманна также постоянно отмечалось как существенный недостаток и подвергалось критике.

Вторая проблема, интересовавшая Нойманна, проблема «творческого человека», рассматривается им в многочисленных публикациях и выступлениях на эраносовских конференциях; отчасти они посвящены изучению сущности творчества, отчасти — анализу личности отдельных гениальных людей, проводившемуся с позиций глубинной психологии. Между психологией женщины и психологией творческого человека
существует важная взаимосвязь, которую Нойманн и пытался раскрыть. Здесь следует отметить, что тайна творчества, разумеется, отнюдь не случайно привлекала Нойманна. Нойманн сам был ярко выраженной творческой личностью, и к числу его первых публикаций относятся новелла и ряд стихотворений, которые в 1932 году были изданы в Германии. В дальнейшем вышла его работа под названием «Амур и Психея
у Апулея» (1952), где на примере этого античного сказания он попытался показать стадии развития представлений о женщине.

Ханц Прокоп — Эрих Нойманн

#ЭнциклопедияГлубиннойПсихологии




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика