Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

ТЕЛЕСНОЕ ЭГО Соматические подходы к психотерапии обычно связывают с глубоким эмоциональным высвобождением или с…

ТЕЛЕСНОЕ ЭГО

Соматические подходы к психотерапии обычно связывают с глубоким эмоциональным высвобождением или с регрессией к раннему младенческому и детскому опыту. У клиентов, приходящих на
телесную терапию, часто есть желание высвободить свой
гнев или ощущение, что с ними что-то случилось в детстве.
Они хотят исследовать эту часть своего опыта через соматическую работу, поскольку не добились результатов в вербальной терапии. Возможно, они пришли по адресу, но их запрос указывает на то, как в целом воспринимается природа телесной психотерапии. Многие профессионалы не считают телесные практики законченной формой психотерапии и воспринимают их только в качестве дополнительного средства.

В данной статье мы представляем соматический подход терапии, уделяющей внимание более широкому спектру терапевтических действий, нежели эмоциональное отреагирование или регрессия; акцент, прежде всего, ставится на активации через специфические качества телесного осознавания опыта формирования Эго.

Одним из первых современных западных мыслителей, развивших теорию взаимодействия между психологическим/эмоциональным материалом и телом, был Вильгельм Райх. Хотя его работа существенным образом повлияла на направление развития многих соматических подходов, работа Марчер не выходит непосредственно из райхианской системы. Ее подход опирается на системы образования и здравоохранения скандинавских стран (некоторые из которых, безусловно, находились под влиянием идей Райха, посетившего в тридцатые годы прошлого века Норвегию). В первую очередь на
идеи Марчер повлияли идеи норвежского психиатра Браагойя, описавшего взаимосвязь между движениями и психологическими вопросами и проблемами. Его методы лечения базировались на неврологическом объяснении этих взаимосвязей.

Кроме того, на развитие идей Марчер оказало влияние ее собственное интенсивное физическое образование, весьма популярное в то время в Дании, и работы норвежского физиотерапевта Лиллимор Джонсен.
Если Райх ввел концепцию мышечного панциря, который он
понимал, как мышечное напряжение, связывающее энергию,
Джонсен сосредоточилась на том, что мышцы в ответ на сокрушительный стресс могут, наоборот, стать слабыми и вялыми. Она первая широко заговорила о том, что назвала гипонапряжением, а Марчер впоследствии стала называть гипореактивностью мышц. Для высвобождения блокированной энергии Райх использовал агрессивное воздействие на мышечный панцирь. Джонсен же работала с мышцами, не имеющими достаточной структуры и энергии, что существенно
повлияло на ее метод работы. Она создала специальные техники работы с гипореактивными мышцами и с тем, что она называла «дыхательной волной в теле». Ее техника включала в себя чрезвычайно легкие и тонкие прикосновения, предназначенные для пробуждения и энергетизации ослабленных
мышц.

Благодаря мягкости и тонкости своей работы Джонсен получила доступ к очень ранним стадиям развития, включая внутриутробный опыт, рождение и раннее младенчество. В результате своей работы она стала составлять карту соматического развития и определять, в каком возрасте активны те или иные мышцы. Марчер расширила работу Джонсен, анализируя, какие психомоторные паттерны активизируются на определенных стадиях развития ребенка. Активность двигательного паттерна означает его подчинение произвольному сознательному контролю, поскольку сами по себе мышцы, разумеется, становятся активными гораздо раньше образования специфических
двигательных паттернов.

Кроме того, Марчер стала устанавливать корреляцию между мышцей и ее специфическим «психологическим содержанием». Например, она наблюдала разные стадии развития здорового мышечного паттерна хватания. Она заметила, что каждая стадия развития требует включения новых мышц и указывает на новый уровень когнитивной и психологической организации, т.е. специфическое психологическое содержание паттерна с развитием ребенка меняется от раннего «держаться за что-то» до более позднего когнитивного «схватывания», в смысле «понимания».

Марчер также в какой-то степени соединила открытия Райха и Джонсен, выдвинув идею о двойственной реакции мышцы на стресс (мышцы могут реагировать гипер- или гипоответом). Если стрессовое воздействие относительно слабое, или оно происходит, когда соматическая организация уже хорошо сформирована, защитная реакция, наиболее вероятно, будет по гипер-типу. Если же стрессор сильный, или воздействует на ранних стадиях организационного процесса, когда мышечный паттерн еще не сформировался, реакция
мышцы, скорее всего, будет «гипо». Марчер разработала процесс тестирования главных мышечных групп, телесное картирование, в результате которого терапевт получает картинку индивидуального хода развития клиента, понимает основной характер воздействия на него окружения, может оценить его ресурсы и сильные стороны.

Работа Райха была в основном направлена на освобождение пациента (через выражение эмоций и спонтанные движения) от блоков, препятствующих вегетативной разрядке, и высвобождение вследствие этого жизненной энергии (органа). Характерологические защиты рассматривались им как структуры, которые искажают жизненную энергию, и от которых надо освободиться. Райх не считал Эго позитивной организующей силой, полагая, что нормальное, здоровое функционирование достигается тогда, когда человек приходит в
контакт со своим энергетическим ядром.

По мнению Райха, контакт с ядром сам по себе приводит к установлению саморегуляции. Его модель здорового существования базируется на принципе, что основным регулирующим механизмом энергетической системы является пульсация, охватывающая все виды как живой, так и неживой материи. Позднего Райха не интересовали специфически человеческие проблемы формирования личности и развития Эго, связанные с развитием мозга человека. Тем не менее, его ранняя работа о структуре характера решающим образом повлияла на формирование идей о структуре Эго и явилась основой разработок других исследователей.

Александр Лоуэн, один из основных последователей Райха и один из основателей биоэнергетики, оказался под влиянием идей Эго-психологии о необходимости Эго в самозащите. Он выдвинул концепцию заземления, как основной задачи процесса развития и формирования здоровой личности. Однако основную цель терапии Лоуэн также видел в разрушении характерологических (Эго) защит.

Стэнли Келеман одним из первых обратил внимание на организующие принципы соматической структуры, и, особенно, на стремление человека к более высокой организации, мотивирующее все его поведение. «Катарсическому» разрушению структуры, он противопоставил обучение клиента более глубокому чувствованию себя и его участие в формативном процессе.

Хотя в настоящее время существует несколько школ соматической психотерапии, фокусирующихся на структурировании Эго, активном участии клиента в обучении формированию границ, контейнированию, заземлению и т.д., термин «телесное Эго» используется в соматической психологии редко. Телесным терапевтам сложно донести до традиционных психологов идею важности и эффективности соматической работы. Бодинамический анализ, и эта статья в частности, видит своей целью донести до читателя убедительную метапсихологию успешности соматической работы.

С эволюционной точки зрения именно сенсомоторное
развитие играет решающую роль в формировании синтезирующей функции Эго. Известно, что когнитивное развитие зависит от определенных аспектов сенсомоторного развития. Например, формирование двигательных паттернов играет ключевую роль в латерализации функций мозга. Задержки в ползании и формировании тонкой моторики часто свидетельствуют о задержке когнитивного развития. Человеку легче думать, когда он может двигать руками, говорить или писать.

Пиаже (1952) определяет первые два года жизни как сенсомоторный период когнитивного развития. Физиотерапевт Джин Айерс (1979) выявила целый ряд нарушения научения, основанных на слабой сенсомоторной интеграции. А именно, неспособность усваивать визуальные, слуховые и кинестетические стимулы, неспособность воспринимать вестибулярные ощущения, связанные с гравитацией. Она относит возникновение этих проблем к ранним стадиям развития,
включая внутриутробные и родовые травмы, и работает с
ними, в частности путем активации возрастных двигательных
паттернов.

Если сенсомоторные проблемы ведут к задержкам и дефектам мышления, не влияют ли они также на развитие объектных отношений? Мы знаем, что аффекты и отношения влияют на сенсомоторное поведение. Малер (1975) отмечает: «Первый шаг — это шаг от матери». Если это так, то легко представить, что различные стили поведения матери будут влиять на автономию ребенка. Чрезмерно опекающая мать, боящаяся исследовательской деятельности ребенка, будет
скрыто или очевидным образом сдерживать, подавлять свободу его движений. Мать, которой не нравится абсолютная зависимость младенца в первые месяцы его жизни, может настаивать на слишком ранней независимости ребенка в ущерб заботливому контакту с ним. В обоих случаях, такой опыт запечатлевается и накладывает отпечаток на личность ребенка в целом, и, в частности, на его сенсомоторную сферу.

Ребенок гиперопекающей матери может перестать уходить/ уползать от нее, ребенок недостаточно заботливой матери может начать воспринимать ходьбу, как деятельность, приводящую к конфликту. В обоих случаях, в мышцах ребенка, связанных с данным действием, запечатлеется соответствующий отпечаток (импринт), который останется в памяти тела. В этом состоит основная гипотеза теории соматического развития Марчер.

Согласно этой гипотезе на мышечном уровне возможны два основных вида реакции тела на сильное или повторяющееся стрессовое воздействие: либо отказ от действия, смирение, что в бодинамическом анализе называется гипореактивностью, либо борьба, сдерживание, стремление к сверх-контролю, ригидность, что называется гиперреактивностью. Если в реакции мышцы нет отклонения ни в том, ни в другом направлении, у нее нормальная (нейтральная) эластичность, считается, что она обладает ресурсами. Чем ближе мышцы человека к нейтральной эластичности, тем больше
психологических ресурсов ему доступно, и тем выше степень
его осознания психологического материала, связанного с этой
мышцей.

Бодинамическая психология соматического развития делает акцент на усилении структуры Эго через развитие телесного осознавания. Телесное осознавание, в особенности восприятие телесных ощущений, является мостом между мыслями, действиями и эмоциями. Использование навыка телесного осознавания позволяет клиенту контейнировать и интегрировать многие уровни стимуляции и активации нервной системы. Здоровое телесное Эго характеризуется большим процентом нейтральных или относительно слабо выраженных гипо- или гиперреактивных мышц. Если в результате шоковой или возрастной травмы в тканях тела произошли нарушения, телесное осознавание (ощущений, эмоций) окажется искаженным или подавленным. Соматический терапевт помогает клиенту различать различные уровни телесного осознавания.

Питер Бернхард, Марьянна Бентиен, Ажоэль Исаакс — Пробуждение телесного Эго

#ЖизньТела




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика