Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО БЕРНУ Эрик Берн считал, что структура психики формируется на трех уровнях…

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО БЕРНУ

Эрик Берн считал, что структура психики формируется на трех уровнях личности, которым он дал названия: Ребенок (Дитя), Родитель и Взрослый. Наше Эго проявляется в этих трех формах. У каждого эго-состояния есть мышление, чувства и поведение. Все они одинаково важны для полноценной жизни и имеют свои функции и структуру.

Когда Берну было восемь лет, он отдыхал на ранчо. В одно утро он, одетый в ковбойский костюм, помогал конюху расседлывать лошадь. Когда они закончили, конюх поблагодарил помощника, сказав «спасибо, ковбой», на что тот возразил: «Я не ковбой, я просто маленький мальчик». Пациент заключил свой рассказ замечанием: «Именно таким я себя и ощущаю. Я в действительности не адвокат, а просто маленький мальчик». Далее в ходе терапии он порой спрашивал Берна: «К кому вы сейчас обращаетесь – к адвокату или к мальчику?» Эта история и положила начало берновской теории.

Берн наблюдал за изменениями в речи и интонациях клиентов, за их позой во время сеансов и пришел к выводу, человек может переключаться в своих состояниях. Он решил это исследовать подробнее и пришел к созданию концепции, по которой Эго человека может быть в трех разных состояниях.
И тут уместно вспомнить случай с клиентом Берна, преуспевающим адвокатом, рассказавшим историю из своего детства.

Первые годы жизни – мы дети. До того, как мы начали понимать речь и разговаривать сами, мы воспринимали жизнь через ощущения и эмоции. Плохо-хорошо, опасно-безопасно, больно-не больно. Мы оценивали жизнь и себя, исходя из ощущений комфорта или дискомфорта, хорошо (ОК) или плохо (не ОК). В первый год жизни мы успели сформировать «три кита» нашего характера: отношения к себе, к миру и к людям. Весь наш детский опыт будет всю жизнь храниться в нашем Ребенке и влиять на наши чувства и физическое состояние всю жизнь. Поэтому это состояние нашего Эго и называют Архаическим. Пока у нас не сформировалось логическое и абстрактное мышление (взрослые функции психики), т. е. лет до 5–6, в Ребенке сосредоточена практически вся наша энергия. Мы думаем, чувствуем и действуем по-детски.

Дима родился на 2 месяца раньше срока у очень юной мамы. Она всего боялась и не знала, как правильно обращаться с ребенком. Дима много болел. И с первых дней жизни он решил, что этот мир – не самое комфортное место, люди ненадежны, а сам он не нужен. Потом все изменилось, но эти выводы стали основой его взглядов на мир, себя и других людей. В работе с психологом Дима стал очень ясно чувствовать своего Внутреннего Ребенка. Чаще всего это был пятилетний послушный и растерянный мальчик, которому нужно было выполнять кучу требований и оправдывать массу ожиданий.

Так как ребенок воспринимает жизнь, в основном, через чувства и ощущения, то этот эмоциональный опыт становится базовым для всей последующей жизни. Все, что нас травмировало или напитывало, навсегда останется внутри нашей психики. А так как сознание ребенка не развито, то большинство этих воспоминаний неосознанно. Они влияют на наше поведение, так как мы пользуемся детским опытом как единственным. Поэтому большая часть психотерапии будет заключаться в том, чтобы найти в детстве те воспоминания, из-за которых сформировался негативный опыт. Осознавая его и проживая запертые в нем чувства, мы освобождаемся и находим новые способы решения проблем.

Есть два варианта развития функции Детского. Первый – свобода, она же включает спонтанность и творчество. Это значит, что вы можете смеяться, когда весело, плакать, когда грустно, бояться, когда страшно, сердиться, когда нарушены ваши границы. И выражать эти чувства конструктивным способом. Другая важная функция – проявлять свои потребности. Хотеть – нормально! Точка. И проявлять свои желания – нормально. Нужна только уважительная к другим форма.

Быть свободным – это значит учитывать себя и других. В такой последовательности. Для Ребенка. Для Родителя наоборот. Не путать.
Свободный Ребенок может проявляться в негативе. Это значит, что он выражает чувства и потребности, не учитывая окружающих.Внутренний Ребёнок может быть не только свободным, но и адаптивным. Это важная функция, так как нам надо много к чему приспособиться в этом мире. И нам надо уметь приспосабливаться. Негативной эта часть становится, когда приспособление происходит за наш счёт, дорогой ценой. Например, вы не хотите что-то делать, но делаете. Могли бы не делать, это не принесло бы никаких последствий, но испугались и сделали. Обычно мы пугаемся в детстве только одного – что родители нас разлюбит, то есть, бросят, то есть, мы останемся одни, то есть, умрем.Нормально бояться смерти, просто в детстве мы не знаем, что это, и боимся потерять родителей.

Итак, адаптивный Внутренний Ребёнок – это Ребёнок напуганный и приспосабливающийся. Иногда на пользу, но чаще во вред себе. Так формируется «рабская» послушническая психология. Взрослое Эго-состояние отличается своей Это область нашей независимости и компетентности. Он растет, отделяется и крепнет с каждым днем нашей жизни. Это наша связь с реальностью здесь и сейчас. Он обрабатывает внешнюю информацию, согласовывает с внутренними потребностями и принимает решения о действиях. Он организовывает отношения между Внутренним Родителем и Ребенком. И он действует во внешнем мире.

Алла Далит — Психология для жизни: транзактный анализ в словах и картинках




5 мнения к “СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО БЕРНУ Эрик Берн считал, что структура психики формируется на трех уровнях…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика