СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО БЕРНУ
Эрик Берн считал, что структура психики формируется на трех уровнях личности, которым он дал названия: Ребенок (Дитя), Родитель и Взрослый. Наше Эго проявляется в этих трех формах. У каждого эго-состояния есть мышление, чувства и поведение. Все они одинаково важны для полноценной жизни и имеют свои функции и структуру.
Когда Берну было восемь лет, он отдыхал на ранчо. В одно утро он, одетый в ковбойский костюм, помогал конюху расседлывать лошадь. Когда они закончили, конюх поблагодарил помощника, сказав «спасибо, ковбой», на что тот возразил: «Я не ковбой, я просто маленький мальчик». Пациент заключил свой рассказ замечанием: «Именно таким я себя и ощущаю. Я в действительности не адвокат, а просто маленький мальчик». Далее в ходе терапии он порой спрашивал Берна: «К кому вы сейчас обращаетесь – к адвокату или к мальчику?» Эта история и положила начало берновской теории.
Берн наблюдал за изменениями в речи и интонациях клиентов, за их позой во время сеансов и пришел к выводу, человек может переключаться в своих состояниях. Он решил это исследовать подробнее и пришел к созданию концепции, по которой Эго человека может быть в трех разных состояниях.
И тут уместно вспомнить случай с клиентом Берна, преуспевающим адвокатом, рассказавшим историю из своего детства.
Первые годы жизни – мы дети. До того, как мы начали понимать речь и разговаривать сами, мы воспринимали жизнь через ощущения и эмоции. Плохо-хорошо, опасно-безопасно, больно-не больно. Мы оценивали жизнь и себя, исходя из ощущений комфорта или дискомфорта, хорошо (ОК) или плохо (не ОК). В первый год жизни мы успели сформировать «три кита» нашего характера: отношения к себе, к миру и к людям. Весь наш детский опыт будет всю жизнь храниться в нашем Ребенке и влиять на наши чувства и физическое состояние всю жизнь. Поэтому это состояние нашего Эго и называют Архаическим. Пока у нас не сформировалось логическое и абстрактное мышление (взрослые функции психики), т. е. лет до 5–6, в Ребенке сосредоточена практически вся наша энергия. Мы думаем, чувствуем и действуем по-детски.
Дима родился на 2 месяца раньше срока у очень юной мамы. Она всего боялась и не знала, как правильно обращаться с ребенком. Дима много болел. И с первых дней жизни он решил, что этот мир – не самое комфортное место, люди ненадежны, а сам он не нужен. Потом все изменилось, но эти выводы стали основой его взглядов на мир, себя и других людей. В работе с психологом Дима стал очень ясно чувствовать своего Внутреннего Ребенка. Чаще всего это был пятилетний послушный и растерянный мальчик, которому нужно было выполнять кучу требований и оправдывать массу ожиданий.
Так как ребенок воспринимает жизнь, в основном, через чувства и ощущения, то этот эмоциональный опыт становится базовым для всей последующей жизни. Все, что нас травмировало или напитывало, навсегда останется внутри нашей психики. А так как сознание ребенка не развито, то большинство этих воспоминаний неосознанно. Они влияют на наше поведение, так как мы пользуемся детским опытом как единственным. Поэтому большая часть психотерапии будет заключаться в том, чтобы найти в детстве те воспоминания, из-за которых сформировался негативный опыт. Осознавая его и проживая запертые в нем чувства, мы освобождаемся и находим новые способы решения проблем.
Есть два варианта развития функции Детского. Первый – свобода, она же включает спонтанность и творчество. Это значит, что вы можете смеяться, когда весело, плакать, когда грустно, бояться, когда страшно, сердиться, когда нарушены ваши границы. И выражать эти чувства конструктивным способом. Другая важная функция – проявлять свои потребности. Хотеть – нормально! Точка. И проявлять свои желания – нормально. Нужна только уважительная к другим форма.
Быть свободным – это значит учитывать себя и других. В такой последовательности. Для Ребенка. Для Родителя наоборот. Не путать.
Свободный Ребенок может проявляться в негативе. Это значит, что он выражает чувства и потребности, не учитывая окружающих.Внутренний Ребёнок может быть не только свободным, но и адаптивным. Это важная функция, так как нам надо много к чему приспособиться в этом мире. И нам надо уметь приспосабливаться. Негативной эта часть становится, когда приспособление происходит за наш счёт, дорогой ценой. Например, вы не хотите что-то делать, но делаете. Могли бы не делать, это не принесло бы никаких последствий, но испугались и сделали. Обычно мы пугаемся в детстве только одного – что родители нас разлюбит, то есть, бросят, то есть, мы останемся одни, то есть, умрем.Нормально бояться смерти, просто в детстве мы не знаем, что это, и боимся потерять родителей.
Итак, адаптивный Внутренний Ребёнок – это Ребёнок напуганный и приспосабливающийся. Иногда на пользу, но чаще во вред себе. Так формируется «рабская» послушническая психология. Взрослое Эго-состояние отличается своей Это область нашей независимости и компетентности. Он растет, отделяется и крепнет с каждым днем нашей жизни. Это наша связь с реальностью здесь и сейчас. Он обрабатывает внешнюю информацию, согласовывает с внутренними потребностями и принимает решения о действиях. Он организовывает отношения между Внутренним Родителем и Ребенком. И он действует во внешнем мире.
Алла Далит — Психология для жизни: транзактный анализ в словах и картинках
Спасибо! Интересно!
очень небрежно написано, явно свободный ребенок постарался.
Гугл переводчик переводил?😳
Шизоиды так и появляются?
Люди, которые играют в игры.
Игры, в которые играют люди.
2 его книги, рекомендую для чтения.