Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

СТРАХ РАСПАДА И НЕПРОЖИТАЯ ЖИЗНЬ Свою статью «Страх распада» (1974) Винникотт написал на последнем…

СТРАХ РАСПАДА И НЕПРОЖИТАЯ ЖИЗНЬ

Свою статью «Страх распада» (1974) Винникотт написал на последнем году жизни. Как писал Винникотт, младенец может периодически «дезинтегрироваться, деперсонализироваться и даже на какой-то момент не захотеть существовать и чувствовать себя живым и реальным». Способность выходить из таких состояний полностью зависит от наличия здоровой связи с достаточно хорошей матерью. …При разрыве связи с матерью младенец вместо переживания ужасной боли в одиночестве, «выключает» его от перегрузки и заменяет на соответствующую психотическую защиту, например, дезинтеграцию.

Винникотт: «Я считаю, что страх распада – это страх распада, который фактически уже произошёл». Это страх распада, который произошёл, но не был пережит. При страхе распада некое событие случилось в прошлом, но до сих пор не было пережито в настоящем, оставаясь постоянно связанным с ним. Данная схема весьма схожа с возникновением соматических симптомов, которые хранят воспоминания о некотором прошлом эмоциональном переживании.

Винникотт: «Мы не должны торопить наших пациентов. Однако наше искреннее неведение может сдерживать их прогресс; любое понимание хотя бы части происходящего с ними поможет нам подстроиться под их потребности». Мы должны знать (иметь свой опыт) о том, что такое распад и первичная боль, если хотим помочь пациенту развить способность к переживанию этого состояния.

Распад случился в раннем возрасте и не был пережит, оставаясь погребённым в бессознательном. Винникотт: «В данном контексте (прожитого, но не пережитого распада) бессознательное означает, что процесс интеграции Я не смог охватить всё, что с ним произошло, оставив это за пределами Я». Это поле, в котором находится то, что произошло с человеком, но не было им пережито.

Термин «распад» относится к разрушению связи между матерью и младенцем, в результате которой ребёнок остаётся в одиночестве с невыносимыми переживаниями на грани угрозы прекращения своего существования. Термин распад относится не к распаду сознания, психотическому срыву, а именно к распаду связи мать-младенец.

Основной причиной необходимости вернуться в прошлое является потребность человека воссоединиться с оставшимися частями Я, пережить их состояния и включить в текстуру своего Я и таким образом вернуть свою утраченную/непрожитую часть жизни.

Мы все в некоторой степени имеем в нашей личной истории ситуации, когда связь с матерью нарушалась, и мы создавали психотические защиты. Каждый из нас знает, что какими бы здоровыми и зрелыми мы не казались другим (и иногда самим себе), есть области, где мы оставили части своего Я из-за неспособности … пережить нечто самостоятельно. [В настоящем это может распространяться и на] …моменты, связанные с радостью, способностью любить своих детей, быть щедрым и отдавать другим самое ценное, прощать себя и других, быть живым в целом, поскольку эти переживания связаны с болью в том числе [способностью её переживать]. Наше Я неоднократно сталкивалось с различными переживаниями, которые невозможно вынести без поддержки другого. Так мы создаём своего рода «островки Я», которые до сих пор связаны с нами через прожитое, но не пережитое событие. Вероятно, сами того не сознавая, мы ищем возможность вернуться к ним и восстановить целостность нашего Я.

Томас Огден — Возвращение к непрожитой жизни. Опыт в психоанализе




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика