Светлана ХватоваЭротический массажэнерго психолог психотерапия
full screen background image

Словарь йоги. Манас


Слушать аудиоверсию

0:00 / 05:52

Текст читает: Павел Каминский


            Словарь йоги. Манас

Словарь йоги. Манас

Живатма, или душа (это не совсем одно и то же, но в какой-то мере тождественные понятия), является неизменной и бессмертной сущностью. Но в каждом новом воплощении формируется несколько оболочек личности. Формирование новой личности в каждом воплощении обусловлено самскарами, которые являются хранилищем кармы — последствиями прошлых действий. И ум, или интеллект, — это одна из оболочек живатмы, которая формируется в процессе нового воплощения и в дальнейшем — непосредственно в процессе жизни.

Во многом наш ум определяет наше мировоззрение и как следствие — нашу жизнь. Наши мысли, установки и убеждения формируют нашу реальность, и сегодня мы находимся в той точке, в которую нас привели наши мысли. Следовательно, меняя мысли, убеждения и тенденции ума в нужном нам направлении, можно изменить и свою жизнь. И ум — это мощный инструмент управления своей жизнью.

Манас в переводе с санскрита означает ‘ум’, также встречаются переводы ‘душа’ и ‘разум’ в зависимости от контекста изложения. Также можно определить манас как интеллект — инструмент эмпирического познания окружающего мира. Какие же функции выполняет манас? Сарвепалли Радхакришнан в своём философском трактате «Индийская философия», одной из главных функций манаса определяет восприятие и систематизацию данных, которые поступают от органов чувств, а также последующее формирование представления о внешнем мире на основе этих данных.

Любопытным является взгляд на понятие Манас В. Г. Лысенко в «Новой философской энциклопедии». Он также пишет о том, что главной функцией манаса является восприятие, координация и систематизация органов чувств, а также анализ данных полученных от органов чувств и формирование соответствующего мировоззрения и мировосприятия на основе этих данных. Лысенко подчёркивает, что манас является «ядром психической индивидуальности». Это то, о чем было сказано несколько выше: живатма, воплощаясь в новом теле формирует личность, обусловленную прошлым опытом живатмы, именно ядром этой личности, так сказать её каркасом, по мнению Лысенко, и является манас.

Манас формируется в соответствии с самскарами из прошлых воплощений, а значит, привычки и тенденции, присущие в прошлых воплощениях, могут «перекочевать» и в новую жизнь. Этим объясняются многие необъяснимые склонности маленьких детей, которые по ряду причин никак не могли быть приобретены в этом воплощении. Также воспоминания прошлых жизней, которые часто доступны маленьким детям, хранятся в манасе, сформированном самскарами из прошлой жизни. Но уже после первых нескольких лет жизни огромный пласт новых впечатлений перекрывает воспоминания прошлых жизней, поэтому, как правило, эти воспоминания полностью затираются к пяти-шести годам. Таким образом, манас не является постоянной и неизменной субстанцией, он постоянно меняется, корректируя своё состояние в соответствии с окружающей средой и получаемым индивидом опытом.

Помимо того, что манас получает информацию от индрий — органов чувств, он способен и сам к некоему тонкому виду восприятия. Именно по этой причине большинство школ йоги относят манас к индриям, так как он имеет способность к манаса пратьякша — своему собственному восприятию действительности. Об этом пишется и в «Бхагавад-гите»: сам Кришна, давая наставления Арджуне, относил манас к индриям и отмечал, что цель йоги — взять под контроль все индрии и в том числе ум.

В зависимости от разных философских школ, концепция понимания манаса может отличаться. Так в школах ньяя и вайшешика манас вечен и способен воспринимать в один момент времени лишь одно явление. Напротив, в школах санкхья и йоги манас является невечным и может воспринимать несколько процессов одновременно.

Роль манаса Патанджали описывает в «Йога сутрах». В конце главы третьей он пишет, что после освоения пранаямы (контроля над дыханием и праной) и пратьяхары (контроля над органами чувств), манас может приступать к Дхаране. Об это сказано в сутре 53 главы второй. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «И ум приготовляется к сосредоточенной медитации». Таким образом, помимо функции получения и систематизации информации от органов чувств и формирования ответных реакций на раздражители, манас также может быть инструментом духовного развития, а именно — медитации. Так, обуздание беспокойного ума и является целью йоги.

Подводя итог, можно сказать, что манас — это совокупность впечатлений прошлых оплощений и нынешнего, которые и формируют нашу личность со всеми чертами характера, тенденциями психики, привычками и так далее. Манас формируется под влиянием накопленной кармы, и изменить какие-то негативные тенденции в нём можно только посредством духовной практики и осознанной жизни. Манас, как и две остальных составляющих читты — буддхи и ахамкара, является инструментом познания мира. И манас — это то, что в первую очередь следует взять под контроль, ведь в йоге он часто сравнивается с возницей, который управляет лошадьми — нашими органами чувств, безумно мчащимися за объектами наслаждений. Взяв под контроль манас, обретём мощный инструмент контроля над чувствами.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

acecb5471e325cbe