Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

СЕНСОМОТОРНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ Метод сенсомоторной коррекции основывается на представлении…

СЕНСОМОТОРНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Метод сенсомоторной коррекции основывается на представлении о том, что воздействие на базовый сенсомоторный уровень развития активизирует развитие всех высших психических функций. Это согласуется с теорией А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга.
Хоть он и называется методом сенсомоторной коррекции, направлен он в первую очередь не на коррекцию моторики, а на нормализацию работы первого энергетического блока мозга через движение. В результате не только создается некоторый потенциал для будущей коррекционной работы, но и активизируется, восстанавливается и простраивается взаимосвязь между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

На каждом этапе развития сенсомоторная сфера будет проявляться по-новому и каждый раз решать новые интегративные задачи. Поэтому цель сенсомоторной коррекции состоит не только в формировании сенсомоторного базиса высших психических функций, но и в интеграции разных уровней развития психических функций, и, как следствие, в обеспечении более высокой степени саморегуляции психики при решении актуальных жизненных задач. Мы представляем комплекс коррекционных телесных, двигательных упражнений по сенсомоторной коррекции для детей с аутистическим спектром нарушений. За основу мы взяли метод сенсомоторной коррекции и метод замещающего онтогенеза (Горячева, Султанова, 1999; Семенович, Воробьева, 1998; Семенович, 2002), которые в основном успешно используются для решения проблем школьного обучения детей с раз-
личными уровнями задержки психического развития. Как мы уже отметили, при проведении сенсомоторной коррекции основной акцент делается на работу с первым блоком мозга (дыхательные и глазодвигательные упражнения; упражнения, направленные на нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности и др.). Методически блок представляет собой адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных и специальных двигательных психотехник с усложнением системы саморегуляции. В работе мы опираемся на
следующие положения, в основе которых лежат методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций.

1. Системность организации высших психических функций. Психической функции в головном мозге должен соответствовать не один фиксированный центр возбуждения, а динамическая система, работающая на основе объединения структурных (мозговых) элементов (А.А. Ухтомский, И.П. Павлов). В процессе психического развития ребенка не только происходит внутреннее переустройство и совершенствование отдельных функций, но и коренным образом изменяются межфункциональные связи и отношения (Выготский,
1983). Поэтому высшие психические функции не надстраиваются над элементарными процессами, а представляют собой новые системы, где старые функции начинают работать по-новому. Знание факторов, лежащих в основе нарушений и искажений психического развития, важно для построения эффективной программы коррекционной работы. Поэтому при составлении программы необходимо учитывать включение сохранных функций и частично «поломанных» звеньев
функциональной системы, которое приводит к качественной
внутрисистемной перестройке и, как следствие, к новообразованиям в психике ребенка.

2. Переход функции из внешней деятельности во внутреннюю (закон интериоризации). Согласно этому закону, механизмы работы мозга человека формируются в ходе деятельности ребенка во внешнем мире. Центральная нервная система подстраивается под окружающие условия, среда заставляет мозг развиваться и перестраиваться определенным образом, в соответствии с ее требованиями. Для появления новых психических качеств необходимо адекватное сочетание материальной основы психического развития (созревание центральной нервной системы как внутренняя готовность) и изменения средовых (внешних) воздействий. При заболеваниях аутистического спектра наблюдается высокая степень дезадаптации ребенка в окружающей среде . В связи с этим развивается большое количество защитных реакций в виде аутостимуляций, которые постепенно становятся более сложными по структуре. Со временем они создают для ребенка «вторую реальность», в которой психические функции развиваются изолированно, сами в себе, играя зачастую роль непроизвольной защиты, а не способа изменения или познания реальности. При коррекционной работе также велик риск, что приобретенные навыки не будут интериоризированы, не произойдет их обобщения и генерализации. В связи с этим важно подобрать такой способ взаимодействия с ребенком, который бы максимально учитывал актуальный уровень его психического развития (как способа
и степени его адаптации к внешнему миру).

3. Уровневая, иерархическая организация движений . Как было сказано ранее, Н.А. Бернштейн – автор теории системного построения движений – продемонстрировал иерархический принцип организации входящих в систему элементов (1947). Эта теория может послужить хорошей структурной моделью для понимания развития и взаимодействия разных уровней других функциональных систем. По мнению Н.А. Бернштейна, в норме премоторные системы работают как своеобразные посредники, устанавливающие и поддерживающие связь между кортикальной и экстрапирамидной системами. (Довольно часто при аутизме наблюдается дисфункция «кинетической мелодии», когда движение из плавного превращается в толчкообразное, деавтоматизированное.) Кроме того, движение не может быть обеспечено только эфферентными, двигательными, импульсами, существует набор ведущих афферентаций, необходимых для осуществления обратной связи и дальнейшей коррекции движения. С точки зрения мозговой организации это различные структуры анализаторных систем (второй блок мозга) и афферентная часть подкорковых образований, связанная с уровнем активации и мотивационными процессами (внимание, память и эмоции). В эфферентное звено входят структуры, связанные с программой поведения и его регуляцией в ходе выполняемой деятельности (третий блок мозга), и афферентная часть подкорковых образований, связанная с организацией выполняемых действий (первый блок мозга).

Таким образом, в состав функциональной системы в качестве обязательных компонентов включены структуры, относящиеся к каждому из трех функциональных блоков мозга.

В случае аутистических нарушений реализация действия не
включает в себя внутреннюю коррекцию и саморегуляцию.
Большинство моторных действий аутичного ребенка зачастую носят либо характер простой двигательной разрядки и являются лишь отражением внутреннего состояния (первый блок мозга) без учета внешних условий, либо целиком подчинены внешним афферентным стимулам в случае полевого поведения. В таких афферентно-эфферентных кольцах нет никакой регуляции движения и дальнейших коррекции и развития. Возникают стереотипии движений, действий, по-
ведения. Задача коррекции – разорвать эту «закольцованность» (стереотипность) и с помощью включения и активизации третьего функционального блока плавно войти в данную систему в качестве вынесенного вовне действия.

4. Учет закономерностей развития головного мозга ребенка. Согласно представлениям о трех функциональных блоках мозга, сначала (в течение первого года жизни) идет созревание блока глубинных структур, отвечающих за активационные процессы и процессы физиологической саморегуляции в организме ребенка. Затем созревают первичные сенсорные и моторные зоны мозга. Созревание вторичных сенсорных и моторных зон осуществляется в период от 2 до 5 лет, что создает условия для научения в пределах отдельных
модальностей. В это время формируются первые схемы действия (третий блок). Затем идет созревание третичной, теменно-височно-затылочной, зоны, дающей возможность переходить на стадию конкретных операций (8–10 лет). Последними (в возрасте 12–14 лет) созревают префронтальные отделы лобных долей, которые способствуют переходу мышления на стадию формальных операций.

Принцип гетерохронного развития можно наблюдать и в формировании
анализаторных систем. Так, еще в эмбриогенезе закладываются анатомические предпосылки для наиболее раннего становления кожно-кинестетического и двигательного анализаторов, что указывает на их приоритетную и базисную роль в развитии психики ребенка. При патологии закономерная смена иерархических связей между уровнями и элементами внутри одной системы, происходящая при переходе от одного этапа развития к другому, становится невозможной или
осуществляется на иной, компенсаторной, основе.

Прежде чем непосредственно описать применение метода в работе с отдельными группами детей, мы рассмотрели сенсомоторное развитие ребенка в онтогенезе, чтобы у специалиста сформировались понимание необходимости следовать рекомендуемой последовательности упражнений и умение видеть на этой основе реальный этап развития ребенка. Мы описали признаки проявления аутистического синдрома на ранних этапах онтогенеза и показали, как нарастает специфическая задержка развития. При коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, необходимо оценивать как интенсивность и длительность процессов возбуждения и торможения, так и актуальный уровень развития интеграционных процессов (степень способности к целенаправленным действиям), а также
степень произвольности/стереотипности защитных реакций.

При этом специалисту необходимо понимать, что общая положительная динамика в развитии ребенка в моменты кризиса, сопровождающего перестройку внутренних систем, может даже менять знак, поскольку в это время наблюдается регресс на внутриутробный уровень развития и это может привести к обострению аутистического синдрома.
Поскольку расстройства аутистического спектра с позиции системного подхода к психическому развитию ребенка (Лебединский, 1990) включают сложную и неоднородную структуру нарушений, мы разделили детей с аутистическими расстройствами на группы, в зависимости от ведущего уровня развития психики как способа взаимодействия с внешним миром. Классификация аутистических нарушений основана на общих закономерностях периодизации психического развития, смене иерархии элементов и межсистемных
перестройках.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика