Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ Работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: восприятие обычных…

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: восприятие обычных (неречевых) звуков и восприятие речевых звуков (формируется фонематический слух). Оба направления имеют для человека жизненно важное значение. Первоначально проводится работа по восприятию неречевых звуков. Детей учат воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ, правильно определять направление, откуда идет звук, ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение — слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (фиксации) к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению. Проводится специальная работа по развитию речевого слуха: от различения и узнавания — к восприятию и представлению, от слухозрительного к чисто слуховому восприятию. Слухозрительное восприятие слова — это такое восприятие, когда ребенок не только слышит голос, но и видит губы говорящего. Не следует путать слухозрительное восприятие с восприятием со зрительной опорой, при котором ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку. Восприятие со зрительной опорой намного легче. Но даже такое различение может происходить поразному. Если ребенок видит лицо педагога, то его слова воспринимаются и различаются слухозрительно.

Если же педагог стоит за спиной у ребенка или закрывает лицо экраном, слова различаются на слух. Когда перед ребенком нет ни игрушек, ни картинок, т. е. нет зрительной опоры для узнавания слова, то происходит уже не различение, а восприятие. Оно тоже может происходить слухозрительно, т. е. в условиях, при которых ребенок видит лицо и губы говорящего, и на слух, когда ребенок не видит говорящего, а только слышит его голос. Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на слух. Поэтому каждый раз, когда ребенок затрудняется при восприятии слов на слух, переходят к слухозрительному восприятию. Для развития фонематического слуха ребенку предлагают упражнения на различение слов на слух. Сначала подбираются слова, различные по звучанию, затем — сходные, отличающиеся только одной фонемой.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика