Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image

РАННЕЕ ПОСТНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АУТИСТИЧЕСКОГО СИНДРОМА В дошкольном возрасте (от 3 до 7…

РАННЕЕ ПОСТНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АУТИСТИЧЕСКОГО СИНДРОМА

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) развивается комиссура гиппокампа, которая обеспечивает интеграцию ощущений разной модальности и памяти, что является основой развития способностей к обучению. Важнейшая функция межгиппокампальных связей – межполушарная организация и стабилизация мнестических процессов,
которые отвечают за онтогенез в этом периоде. При нарушении этих связей наблюдается описанный А.В. Семенович (2003) дисгенетический синдром, дисфункция стволовых образований предопределяет функциональную несформированность правого, а позднее и левого полушарий. В 3–4 года это выражается в наглядном отставании психоречевого развития. В двигательной сфере наблюдаются грубые
дефекты всех видов праксиса, накопление амбилатеральных
черт, обилие синкинезий и вычурных поз. В оптико-гностической сфере – инверсия вектора (горизонтального и вертикального), фрагментарность восприятия с тенденцией к левостороннему игнорированию, грубая патология всех уровней пространственных представлений. В мнестической сфере на первый план выступают дефекты избирательности памяти вне зависимости от модальности при относительно сохранном объеме и прочности. В речевой функции – задержка формирования доминантного по речи полушария вплоть
до 10–12 лет. В мягком варианте на первый план выступают
дефекты фонетико-фонематического анализа на фоне стертой дизартрии. Несформированность самостоятельной речевой продукции с обилием вербальных «штампов» и аграмматизмов. Имеет место задержка обобщающей и регулирующей функций слова.

Следует отметить, что аутистический синдром включает в себя и эти проблемы, но они являются лишь малой частью тех нарушений, которые обусловлены дисфункциями нижестоящих уровней. При этом ребенка с такими нарушениями ни в коей мере не следует рассматривать как задержавшегося на стадии довербальной психики.

Специфические признаки аутистического синдрома в
дошкольном возрасте:
1) наблюдается задержка психоречевого развития вследствие недостатка устойчивого внимания и целенаправленных действий. Это проявляется в отставании в двигательном развитии (часто регресс), речевом развитии (появляются слова-штампы), сфере восприятия (наблюдается фиксация на деталях, фрагментарность); в задержке формирования бытовых навыков, которая не коррелирует напрямую с
моторными функциями;
2) в свободной активности преобладают различные виды аутостимуляций;
3) при неудовлетворении витальных потребностей наблюдается сильное возбуждение, повышается чувствительность в зрительной, слуховой и тактильной сферах; возбуждение может выражаться в повышении тонуса тела, крике, кусании, других агрессивных действиях; поведение может носить импульсивный и аффективно заряженный характер;
4) нарушается взаимодействие с людьми: не наблюдается ориентации на лицо матери, отношения с ней часто строятся по типу функционального симбиоза (использование матери как неодушевленного предмета), речь не несет коммуникативной нагрузки, ребенок ориентируется на невербальные стимулы, не понимает и не может объяснить свои эмоциональные состояния и потребности.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика