Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

РАННЕЕ ПОСТНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АУТИСТИЧЕСКОГО СИНДРОМА Следующий этап развития (от 3 до 5–6…

РАННЕЕ ПОСТНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АУТИСТИЧЕСКОГО СИНДРОМА

Следующий этап развития (от 3 до 5–6 месяцев) связан с межуровневой перестройкой , с тенденцией к автоматизации путем отбора минимума функционально наиболее эффективных нейронов, а также ограничения поступления внешней информации.

Процессы развития и все возрастающая забота матери, кормление, тактильная и вестибулярная стимуляции (пока в большей степени, чем зрительная и вербальная) развивают у ребенка нелокализованные ощущения своего тела вместе с восприятием внешнего мира. В этот момент происходит хотя бы мимолетное разделение себя и внешнего мира и понимание зависимости от источника вне телесного «Я». Всякий
раз, как гомеостаз будет сильно нарушаться, мать, напрямую взаимодействуя с ребенком в едином психологическом поле, будет оказывать помощь и успокаивать младенца, создавая таким образом положительный соматический опыт, связанный с тонической регуляцией эмоционального состояния.

В противном случае будут нарушены нейробиологические процессы копирования, являющиеся базисом для двигательной имитации и эмоциональной эмпатии. Многообразие эффективных способов саморегуляции зависит от количества факторов, которые будут расценены мозгом как негативные.

Избегание негативных стимулов, защита от них в виде изоляции, снижение многообразия ответных реакций неизменно приводят к функциональному огрублению дендритного дерева. В результате психическая сфера ребенка становится более закрытой, а значительная часть ранее работавших в ней нейронов оказывается функционально блокированной.

При аутизме следствием этого является гиперсензитивность,
когда практически любой стимул приводит к возврату на тонический уровень и к сильнейшим эмоциональным реакциям возбуждения, как правило, с негативным переживанием.

При этом успешные способы регуляции матерью состояния
ребенка из-за патологии вышестоящего уровня будут впоследствии применяться ребенком в качестве аутостимуляции, то есть носить жесткий, не меняющийся в зависимости от обстоятельств характер, и в конечном итоге задерживать общее развитие ребенка. Это приведет к нарушениям телесных ощущений, фрагментарности восприятия, ибо не устанавливается полноценная связь между внутренними и внешними тактильными ощущениями.

Ранние (до 1 года) признаки, свидетельствующие о риске развития аутистического синдрома:
1) периодами наблюдается недостаток устойчивого внимания и целенаправленных действий (не реагирует на звук, если не видит его источника, не прослеживает взглядом игрушку, не перекладывает из руки в руку погремушку, не пытается подражать, часто не ползает) либо, наоборот, очень долгое (не по возрасту) сосредоточение на внешних стимулах с трудностями переключения;
2) в двигательной активности преобладает самостимулирующая активность (часто раскачивается, стоя на коленях, стереотипно стучит погремушкой, долго и пристально разглядывает «нестандартный» зрительный стимул, например, узор на ковре);
3) периодами наблюдается сильное возбуждение, повышается чувствительность в зрительной, слуховой и тактильной сферах, наблюдается испуг при резкой смене стимулов;
4) нарушается взаимодействие с матерью: ребенок не ориентируется на лицо матери, больше интересуется деталями ее одежды, радость носит скорее физиологический характер и не несет коммуникативной нагрузки, взаимодействие кратковременное, чаще – как ответ на инициативу мамы.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика