Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

РАННЕЕ ПОСТНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АУТИСТИЧЕСКОГО СИНДРОМА К концу 1 года жизни вырабатываются все…

РАННЕЕ ПОСТНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АУТИСТИЧЕСКОГО СИНДРОМА

К концу 1 года жизни вырабатываются все виды внутреннего торможения условных рефлексов, ведущим становится уровень экспансии пространственного поля. Восприятие формы, пространства на этом уровне уже сформировано как таковое, движения носят целенаправленный характер. Ребенок активно осваивает координаты пространства: как внешнего, так и собственного тела. Собраны воедино все виды перцепции: тактильная перцепция, проприорецепция, вестибулорецепция, зрение и слух. При контакте с ребенком появляются взаимодействия. Сначала это мимическое взаимодействие, затем уже двигательное, которое обычно заканчивается целенаправленными касаниями (салочки, догонялки). Появляются целенаправленные социальные ритуалы: помахать рукой, чтобы уйти; позвать, чтобы услышали; состроить гримасу, чтобы поняли. Отмечается активная имитация мелодий, ритмики, быстро увеличивается словарный запас, слова и простые фразы употребляются осмысленно.

Дети, страдающие аутизмом, чаще всего этот уровень так и не проходят, поскольку восприятие у них дезинтегрировано, оно остается фрагментарным. У них отсутствует имитация, а тревога носит глобальный гомеостатический характер (тревога в 8 месяцев часто отсутствует). Развитие же двигательной активности продолжает носить характер ориентировочного рефлекса, развиваются двигательные стереотипии, в речи могут появляться отдельные слова, которые не несут обычной смысловой нагрузки (эхолалии). При прохождении
этого уровня с дефицитом предыдущих ребенок становится обучаем через имитацию под контролем, но диапазон его возможностей ограничен либо органическим количеством окончаний дендритного дерева, либо количеством функциональных блокировок, когда обучение происходит только в рамках эмоционально значимых тем.

Ранние (с 1 года до 3 лет) признаки, свидетельствующие о риске развития аутистического синдрома:
1) наблюдается недостаток устойчивого внимания и целенаправленных действий, что проявляется в задержке формирования речи и навыков (ребенок не реагирует на имя, не выполняет имитационных действий, не реагирует на просьбы, не сигнализирует о своих витальных потребностях, не указывает пальцем на интересующий объект и т. д.);
2) в свободной активности больше, чем в норме, наблюдается самостимуляция: привлекают ритмичные стимулы (мигание света, кручение мячика, пересыпание песка; ребенок разглядывает штрих-коды; бегает по кругу; раскачивается; повторяет одни и те же слова);
3) периодами наблюдается сильное возбуждение, повышается чувствительность в зрительной, слуховой и тактильной сферах, возбуждение выражается в повышении тонуса тела, крике, кусании, других агрессивных действиях, поведение может носить импульсивный и аффективно заряженный характер;
4) нарушается взаимодействие с людьми: ребенок не ориентируется на лицо матери, отношения часто строятся по типу функционального симбиоза (использование матери как неодушевленного предмета); не реагирует на эмоциональные сигналы окружающих; не разделяет собственные эмоции с другими людьми; речь не несет коммуникативной нагрузки.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика