Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Должностные обязанности. Проводит работу, направленную на восстановление…

РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Должностные обязанности.
Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств. Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных. Выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; Декларацию прав и свобод человека; медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику); методы психологического консультирования; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности; психологию труда; деонтологию; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы.

Большая часть нагрузки психологов приходится на психодиагностические исследования. Психокоррекционная работа, как групповая, так и индивидуальная проводится в основном на базе детских отделений стационара и диспансера, в психо-реабилитационном и медико-реабилитационном отделениях. Такая концентрация психокоррекционной работы в отдельных подразделениях больницы обусловлена недостаточным обеспечением кадрами клинических психологов. Так на структурные подразделения областного центра выделено 14 ставок медицинских психологов, одна из которых ставка заведующего лабораторией. А если мы обратимся к тем нормам, которые прописаны в приказе № 566н от 17.05.12, то увидим, что количество таких ставок должно быть в разы больше. Но, учитывая общероссийский масштаб этой проблемы, приходится организовывать работу исходя из имеющихся возможностей.

Разрабатывая стратегию того или иного психокоррекционного вмешательства, психологи учитывают типы психических расстройств, клинические проявления заболевания, индивидуальные особенности личности пациентов. Поэтому на практике в больнице применяется широкий спектр различных методов: это и музыкотерапия, и тренинг общения, и суггестивно-образная терапия, и когнитивные тренинги, и арт-терапия. Отдельной строкой стоит работа с родственниками пациентов. Понимая важность двустороннего психологического влияния (пациента на семью, и, наоборот, семьи на пациента), психологи проводят психообразовательные занятия как с непосредственно с пациентами, так и с членами семьи заболевшего человека. Такие занятия способствуют адаптации и социализации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию и вынужденные бороться с психическим заболеванием. К работе в таких группах привлекаются врачи и социальные работники.

Особо надо отметить тот факт, что при психокоррекционной работе требуется обязательное включение в данный вид деятельности врачей психиатров и психотерапевтов. Вся личностная сфера людей с психическими заболеваниями достаточно неустойчива, трудно бывает дать прогноз результатам того или иного воздействия на больного со стороны психолога, в отличие от работы со здоровыми людьми. Поэтому четкое отслеживание состояния больного человека со стороны лечащего врача на каждом этапе лечебно-реабилитационного процесса, каким бы специалистом он не проводился, должно стать неукоснительным правилом.

В настоящее время в медицине, в том числе и в психиатрической службе, происходит переход на стандарты в оказании медицинской помощи. В связи с этим появились четкие требования не только к медикаментозному лечению пациентов, но и к применению других методов оказания помощи. К таким методам напрямую относится психологическая помощь больным психиатрического профиля.

И психодиагностическая, и психокоррекционная составляющие, прочно вошедшие в процесс лечения и реабилитации больных, не имели четко прописанного алгоритма последовательности и кратности своего применения. Помощь оказывалась по запросу лечащего врача. Теперь, в связи с введением стандартов, появились требования по количеству и разнообразию применяемых методов по отношению к больным различных нозологических групп. В стандарты оказания медицинской помощи вошли такие виды деятельности медицинского психолога:
— прием (консультация, тестирование);
— тестологическое психодиагностическое обследование;
— психологическая адаптация;
— семейное психологическое консультирование;
— психологическая коррекция.

В ходе первичной консультации с пациентом вырабатывается стратегия мероприятий, которые будут применены к конкретному больному в процессе лечения. В результате консультации психолог может предложить следующие мероприятия:
— индивидуальное психодиагностическое обследование;
— обследование с применением «Психотеста», компьютерное тестирование;
— нейропсихологические пробы;
— групповая психологическая коррекция;
— индивидуальная психологическая коррекция;
— семейное психологическое консультирование.

По результатам консультации в медкарту больного вкладывается бланк с рекомендациями психолога.

Тестологическое психодиагностическое обследование является отработанной процедурой в работе любого медицинского психолога, в которую включается проведение ряда тестов, которые затрагивают интеллектуальную, мыслительную, эмоционально-волевую и пр. сферы личности обследуемого. По результатам этого обследования пишется заключение с выводом о полученных результатах, которое также прилагается в медицинскую документацию.

К психологической адаптации мы относим занятия по выработке новых поведенческих навыков и стабилизации эмоционального состояния в ситуации изменившегося психического здоровья, снятие уникальности проблемы через ознакомление с особенностями изменений вследствие данного заболевания. Эти занятия тесно связаны с семейным психологическим консультированием, а также переплетаются с деятельностью социальных работников.

Балакина О.Н. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 2. – С. 5-11;




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика