Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОДРОСТКОВ Методики изучения восприятия: методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков); методика «Часы» (восприятие…

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОДРОСТКОВ

Методики изучения восприятия:
методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков);
методика «Часы» (восприятие пространственных признаков);
методика изучения восприятия времени.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, череп- 155 но-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

Методики изучения внимания:
методика «корректурная проба»;
красно-черные таблицы;
методика Мюнстенберга;
методика «расстановка чисел»;
методика «отыскание чисел»;
методика «отыскание чисел с переключением».

К числу индивидуальных особенностей относятся индивидуальные различия в функционировании памяти. Для успешности обучения подростка способам рационального запоминания необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.

Методики изучения памяти:
метод опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому);
метод пиктограмм (по А.Р.Лурия);
методика «запоминания цифр»;
методика «запоминания образов»;
метод попарного воспроизведения.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Методики изучения мышления:
методика Векслера (детский вариант);
ШТУР (школьный тест умственного развития);
методика «сложные ассоциации»;
методика «Матрицы Равена»;
методика «анализ отношения понятий»;
методика «выявление общих понятий»;
методика «количественные отношения»;
методика «интеллектуальная лабильность»;

Необходимо также знать особенности речевого развития подростка.

Методики изучения речевого развития:
методика оценки продуктивности вербального воспроизведения;
толкование пословиц;

Методики изучения мотивации обучения:
методика изучения мотивации обучения;
мотивация одобрения — шкала Марлоу-Крауна;
шкала локализации контроля.

Изучение особенностей развития личности подростка Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я».
Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе. У многих подростков отмечаются акцентуации характера — определенное заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, алкоголизацию и наркоманизацию).

Методики изучения особенностей развития личности и ее свойств:
опросник Кеттелла;
БАЛ (брненская анкета личности);
характерологический опросник КЛеонгарда;
шкала оценки тревожности Тейлора;
шкала оценки тревожности Спилбергера;
шкала депрессии;
методика «незаконченные предложения»;
методика «несуществующее животное»;
методика ДЦЧ (дом—дерево—человек);
метод исследования уровня субъективного контроля;
методика изучения самооценки (по Будасси, Дембо—Рубинштейн и др.);
методика изучения уровня притязаний;
методика типического реагирования на конфликтные ситуации (К.Томаса);
методика Q-сортировки.

Методики изучения свойств микрогруппового уровня:
социометрия;
референтометрия;
опросники общительности; методика диагностики межличностных отношений Тимоти— Лири;
репертуарные решетки; ГОЛ (групповая оценка личности).

Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь, это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение.

У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых. Крайняя степень выраженности этой реакции — бродяжничество; реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению со сверстниками, ориентации на выработку групповых норм и ценностей, формирование собственной субкультуры;
реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка. Определенные осложнения возникают у подростка в процессе профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии. Выбор профессии подростком представляет собой многоэтапный процесс выработки и принятия решения. При выборе профессии проявляется ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения. Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Коррекции требуют импульсные и инертные решения.

Методики изучения процесса самоопределения:
методика «Карта интересов»;
методика ДЦО (дифференциально-диагностический опросник, автор — Климов).




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика