ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Если рассмотреть в качестве примера психического процесса память, то входом здесь будет запоминаемая информация и сознательная или бессознательная потребность в запоминании данной информации, выход – запомненная информация.
Разные авторы приводят разные списки психических процессов. Вот наиболее распространенные:
– внимание,
– память,
– эмоции,
– чувства,
– воля,
– ощущение,
– восприятие,
– мышление,
– речь.
Психические процессы относятся к категории психических явлений – то есть они доступны непосредственному наблюдению, в том числе и неквалифицированному. При этом обычно наблюдателем рефлексируется не сам процесс «в чистом виде», а его характеристики, отклонения от нормы.
Примеры:
– человек внимателен/рассеян, его внимание сконцентрировано на этом или на этом;
– память развита хорошо/плохо, у одного человека хорошо развита память на лица, а у другого на слова;
– один человек эмоционально уравновешен, а другой нет, у одного эмоция радости, а у другого – удивления;
– между одними людьми любовь и согласие, другие относятся друг к другу с отвращением;
– в одни периоды кто-то может быть упрям и настойчив, в другие – вял и апатичен и т.д.
В отечественной общей психологии вообще выделяется три вида психических явлений:
– психические процессы,
– психические состояния,
– психические свойства.
Различия между этими явлениями временные. Психические процессы наиболее мимолетны, свойства – наиболее устойчивы во времени.
В последнее время само представление о психических процессах подвергается обоснованной критике. Действительно, выделение психических процессов является сугубо условным разделением психики на составные элементы. Это разделение обязано тому обстоятельству, что психология в двадцатом веке стала претендовать на звание полноценной науки. А в любой науке нельзя обойтись без анализа, без расчленения объекта исследования на более-менее самостоятельные единицы. Отсюда и появилась классификация психических явлений, психических процессов и т.п.
В современных публикациях все чаще утверждается, что психические процессы тесно взаимосвязаны. Они, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, который и есть психика. Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
Действительно, взаимосвязь психических процессов между собой очень тесная. Она выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. Если, например, на психологическом тренинге развивается внимание, то вместе с ним также развивается и память.
Тем не менее, совсем отказаться от понятия психический процесс невозможно. Хотя бы потому, что их суть как психических явлений уж слишком очевидна. Следует также отметить, что критики психических процессов в силу каких-то причин убеждены, что процессы вообще должны быть полностью независимыми друг от друга, «параллельными», а не «пересекающимися». Поэтому, дескать, психические процессы и не процессы вообще.
В качестве аналогии с психическими процессами можно рассмотреть общественные процессы. Эти общественные процессы протекают в социуме: дети учатся в школе, спортсмены готовятся к очередной олимпиаде, родители воспитывают детей, взрослые ходят на работу, алкоголики пьют спиртные напитки, полиция борется с преступностью и т.д. Этих процессов очень и очень много, где-то они пересекаются, где-то идут параллельно. Один человек может участвовать во множестве общественных процессов. То обстоятельство, что мы не может однозначно и точно разделить жизнь социума на общественные процессы, совсем не означает, что их вообще нет как таковых.