Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Search
29 апреля 2024
  • :
  • :

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ Мальчик 16 лет. Диагноз: симптоматическая эпилепсия. Остаточные явления менингоэнцефалита. В11 месяцев…

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Мальчик 16 лет. Диагноз: симптоматическая эпилепсия. Остаточные явления менингоэнцефалита.
В11 месяцев перенес тяжелый менингит. В 3 года отмечен первый
припадок. В 8 лет припадки стали реже, 1—2 раза в месяц; наряду
с большими бывали и малые припадки. Обнаружена внутренняя открытая гидроцефалия. Закончил 5 классов, с трудом давалась арифметика. Не хочет больше учиться, хочет устроиться на физическую работу.

Выраженных интересов ни к чему нет, обществу подростков предпочитает общество младших детей (6—7 лет), рассказывает им сказки.
По характеру обстоятелен, аккуратен. Предупредителен, чересчур вежлив, льстив, угодлив, хозяйственный, расчетливый, скупой.
На психологическом обследовании проявил большую тупость в интеллектуальной работе, замедленность понимания, полное отсутствие инициативы. Логические процессы низкие: сравнивая предметы, указывая на несущественные наглядные признаки (например, так сравнил доску и стекло: «Доска сделана из дерева, а стекло из стекла, оно белое, стеклянное»).

Понимание отвлеченных положений недоступно. Так сравнивал обман и ошибку: «Обмануть — нагло сказать, а ошибка — ошибиться, обмануть, со злостью сказать». В заданиях на понимание метафор и пословиц выявилась малая дифференцированность мыслительных процессов, некоторые метафоры понимал правильно, а когда нужно было подкладывать готовые объяснения, он к правильно понятой метафоре подкладывал буквальное объяснение. Например, метафору «ядовитый
человек» понял так: «Злой, зловредный, хочет сделать зло» — и подкладывал объяснение: «Больной вместо лекарства глотнул яду» и т. п. Таким образом, он метафору мог одновременно некритично понимать и иносказательно, и буквально. В речи он многословен, особенно когда описывал картинку. Понимал все медленно, туго и в то же время отмечалась склонность к поспешным умозаключениям, поспешным действиям. Так, получив задание сложить картинку из многих элементов, стал набрасывать элементы один около другого, не сообразуясь с содержанием, и заявил: «Хочу посмотреть, что получится, потом можно и перелепить». От манеры его работы оставалось
впечатление, что он начинал действовать, еще не понимая, что
нужно делать; энергия уходила на движение, а мысли о содержании работы отступали на задний план.

Память его снижена, особенно словесная, как механическая, так и логическая; память нечеткая, при воспроизведении данное слово заменял придуманным. Зрительная память лучше.
Чрезвычайно исполнителен: всякую данную ему работу доводил до конца, тратя на нее много времени, перерывать работу совершенно не мог.

Аффект его ненапряженный, у него совсем нет злобности. Когда у него что-либо не выходило, он не раздражался, а продолжал делать, хотя медленно, но весело, все время шутил (примеры его шуток: «Виноват, виноват, поехал на Арбат, ловить жирных поросят»). Складывая кубики, сними разговаривал: «Ты у меня тут стой!» Прикладывая синий кубик, говорил: «Вот мы тебя сейчас подсиним!» (Такое стремление к шутливым замечаниям мы часто отмечали у гидроцефалов.)
Поэтому в отношениях с ним не было напряженности; неприятна была только его необычайная предупредительность, угодливость. •

О необычайной инертности его психики, о слабой ее переключаемости говорит такой случай: он работал на огороде и не закончил порученной ему там работы, когда воспитатель увел его с огорода. Вскоре больной был приведен на психологическое исследование. Он был в большом беспокойстве, заявил, что его голова вся забита этим незаконченным делом; раз он взялся за какое-нибудь дело, он должен был его непременно закончить. В этот день его нельзя было привлечь к выполнению какого-либо задания, он только и говорил о своей незаконченной работе.

В чём в данном случае деградация? В чрезвычайно замедленной сообразительности, в очень большой инертности психики, в полной безынициативности. Плохая память не даёт возможности приобретать новые сведения, снижение мыслительных процессов не позволяет разбираться в жизненных явлениях. Интересы мальчика сужены; его работоспособность может проявиться только на исполнительских работах, больше всего он любит только простую физическую работу, в этой работе он самоутверждается.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика