Анна Сергеева Бурняшев Алексей Чмутов Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

ПРАВО БЫТЬ НЕСОВЕРШЕННЫМ Сегодня я представляю на ваш суд один из наиболее важных аспектов…

ПРАВО БЫТЬ НЕСОВЕРШЕННЫМ

Сегодня я представляю на ваш суд один из наиболее важных аспектов психологии. Тема для осмысления и размышления: «Смелость быть несовершенным». Я знал невероятное количество людей, которые усиленно пытались быть хорошими. Но ни разу не видел, чтобы они поступали так на благо других людей.

Я обнаружил: единственное, что стоит за стремлением быть хорошим — это забота о собственном престиже. Желание быть хорошим нужно только для собственного возвышения. Тот, кого действительно волнуют окружающие, не станет тратить драгоценное время и выяснять, хороший он или плохой. Ему это просто неинтересно.

Чтобы вам стало яснее, я расскажу вам о двух способах действия на социальной сцене — двух способах применения своих сил. Мы можем определить их как горизонтальный и вертикальный. Что я имею в виду?
Некоторые люди двигаются по горизонтальной оси, то есть, что бы они ни делали, они двигаются по направлению к другим людям. Они хотят сделать что-нибудь для других, они заинтересованы в окружающих — они просто действуют. Это в корне не совпадает с другой мотивацией, благодаря которой люди движутся по вертикальной оси. Что бы они ни предпринимали, они делают это из желания быть выше и лучше.

На самом деле, улучшение и помощь могут быть воспроизведены любым из этих 2-х способов. Есть люди, которые делают что-то хорошо, потому что это им нравится, а есть другие — они делают то же самое, но по другой причине. Последние рады доказать, насколько они хороши.
Даже человеческий прогресс, вероятно, зависит как от вклада тех, кто движется по горизонтальной оси, так и от тех, кто движется вверх, по вертикальной линии. Мотивом многих людей, принёсших огромную пользу человечеству, служило желание доказать, какие они хорошие, чтобы чувствовать своё превосходство.

А другие сделали наш мир добрее так называемым неэгоистичным методом, не задумываясь над тем, что они могут с этого получить.
И, тем не менее, существует фундаментальная разница между способами достижения цели: независимо от того, двигаетесь вы по горизонтали или вертикали, вы идёте вперёд, вы накапливаете знания, вы поднимаете своё положение, престиж, вас всё больше и больше уважают, возможно, даже растёт ваше материальное благосостояние.

В то же время тот, кто движется по вертикальной оси, не всегда движется вверх. Он все время то взлетает вверх, то падает вниз: вверх-вниз. Совершая доброе дело, он поднимается на несколько ступенек вверх; в следующий момент, ошибаясь, он снова оказывается внизу. Вверх-вниз, вверх-вниз. Именно по этой оси движется большинство наших соотечественников. Последствия очевидны.

Человек, живущий в этой плоскости, никогда не сможет точно определить, достаточно ли высоко он поднялся, и никогда не уверен в том, что на следующее утро он не полетит снова вниз. Поэтому он живёт в постоянном напряжении, беспокойстве и страхе. Он уязвим. Как только что-то не так, он падает, если не во мнении других людей, то уж точно в своём собственном.

Совершенно по-другому происходит продвижение по горизонтальной оси. Человек, идущий по горизонтали, продвигается вперёд в желаемом направлении. Он не двигается вверх, но идёт вперёд. Когда что-то не получается, он пытается понять, что происходит, ищет обходные пути, старается это исправить. Им движет простой интерес. Если его мотивация сильна, то в нём просыпается энтузиазм. Но он не думает о собственном возвышении. Ему интересно действовать, а не беспокоиться о своём престиже и положении в обществе.

Итак, мы видим, что в вертикальной плоскости — постоянный страх ошибки и стремление к самовозвышению. И, тем не менее, сегодня многие, подстрекаемые социальным соревнованием, полностью посвятили себя проблеме собственной значимости и самовозвышения — они никогда не бывают достаточно хороши и не уверены в том, что смогут соответствовать, даже если в глазах своих граждан выглядят преуспевающими.

Теперь мы подходим к основному вопросу тех, кто печётся о своём возвышении. Этот глобальный вопрос — прежде всего проблема совершения ошибок. Возможно, прежде всего, нам необходимо пояснить, почему люди волнуются по поводу ошибок. Что в этом такого опасного? Сначала обратимся к нашему наследию, к культурной традиции. В авторитарном обществе ошибки недопустимы и непростительны. Король-господин, никогда не совершает ошибок, потому что он волен поступать так, как ему угодно. И никто не смеет сказать ему, что он в чем-то не прав под страхом смертной казни.

Ошибки допускаются исключительно подчинёнными. И единственный, кто решает, была сделана ошибка или нет,— это босс. Поэтому совершение ошибок означает несоблюдение требований: «Пока ты действуешь, как я тебе велю, ошибка исключена, потому что я прав. Я так сказал. И если ты всё-таки совершил промах, это значит, что ты не выполнил моих указаний. И я не собираюсь это терпеть. Если ты осмелишься сделать что-то неправильно, то есть не так, как я говорил тебе, то можешь рассчитывать на моё жестокое наказание. А в случае, если питаешь иллюзии, надеясь, что я не смогу тебя наказать, то всегда найдётся кто-то выше меня, кто проследит, что ты получил сполна».
Ошибка — это смертельный грех. Совершившего ошибку ожидает страшная участь! Вот типичное и обязательно авторитарное представление о сотрудничестве.

Сотрудничать — значит делать то, что сказал. Мне кажется, что страх допустить ошибку возникает по другой причине. Это выражение нашего способа существования. Мы живём в атмосфере жестокой конкуренции. И ошибка страшна не столько наказанием, о котором мы даже и не думаем, сколько потерей нашего статуса, насмешками и унижением: «Если я сделаю что-то не так, значит, я плохой. А если я плохой, то меня не за что уважать, я никто. Значит, ты лучше меня!» Ужасная мысль.

Остаётся только одна область, где мы ещё спокойно можем чувствовать своё превосходство — это ситуация, когда мы правы. Это новый снобизм интеллектуалов: «Я знаю больше, соответственно, ты глуп, и я превосхожу тебя». И именно в борьбе за достижение морального и интеллектуального превосходства возникает мотив, делающий ошибку крайне опасной: «Если ты узнаешь, что я ошибся, как я смогу смотреть на тебя сверху вниз? А если я не смогу смотреть на тебя свысока, это сможешь сделать ты».

В нашем обществе происходит то же, что и в наших семьях, где братья и сестры, мужья и жены, родители и дети смотрят друг на друга сверху вниз из-за малейшего промаха, и каждый отчаянно стремится доказать, что он прав, а не правы как раз они — другие люди. Кроме того, те, кому на всё наплевать, могут сказать вам: «Ты думаешь, ты прав? Но в моей власти наказать тебя, и я буду делать всё что захочу, а ты не сможешь остановить меня!» И хотя мы и загнаны в угол нашим маленьким ребёнком, который командует нами и делает то, что ему нравится,— по крайней мере, мы знаем, что правы, а он нет. Ошибки ставят нас в затруднительное положение. Но если вы не подавлены, если вы хотите и можете использовать ваши внутренние ресурсы, трудности лишь стимулируют вас предпринять более успешные попытки. Нет смысла плакать над разбитым корытом.

Но большинство людей, допускающих ошибки, испытывают чувство вины: они унижены, они перестают уважать себя, они теряют веру в свои способности. Я наблюдал это из раза в раз: непоправимый урон наносили не ошибки, а чувство вины и разочарования, возникшее после. Этим-то они всё и портили. До тех пор, пока мы поглощены ложным предположением о важности ошибок, мы не можем относиться к ним спокойно. И эта идея ведёт нас к неправильному пониманию самих себя. Мы уделяем слишком много внимания тому, что плохо в нас и вокруг нас.

Если я критично отношусь к себе, то я, естественно, отнесусь критично и к окружающим меня людям. Если уж я знаю, что такой плохой, то, по крайней мере, должен выяснить, что ты хуже. Вот чем мы все и занимаемся. Каждый, кто критикует себя, так же относится и к другим.
Поэтому нам необходимо примириться с тем, какие мы есть на самом деле. Не так, как многие говорят: «А что мы из себя представляем, в конце концов? Маленькая песчинка в океане жизни. Мы ограничены временем и пространством. Мы так малы и незначительны. Так коротка жизнь, и наше пребывание на земле не имеет значения. Как же мы можем поверить в нашу силу и мощь?»

Когда мы стоим перед огромным водопадом или смотрим на высокие горы, покрытые снегом, или оказались посреди разбушевавшегося океана, многие из нас теряются, чувствуют слабость и благоговение перед величием силы природы. И только немногие сделали, на мой взгляд, правильный вывод: сила и мощь водопада, удивительное величие гор и потрясающая энергия бури — это проявления жизни, которая есть и во мне. Очень многие люди, сердца которых замирают в благоговении перед удивительной красотой природы, так же любуются потрясающей организацией своего тела, своих желёз, тем, как они работают, восхищаются силой и мощью своего ума. Мы пока не научились воспринимать себя и относиться к себе таким образом.

Быть человеком не означает быть всегда правым или быть совершенным. Быть человеком — значит приносить пользу, делать что-то не только для себя, но и для других. Для этого нужно верить в свои силы и уважать себя и окружающих. Но здесь есть необходимое предварительное условие: нельзя заострять внимание на людских недостатках, потому что, если нас слишком волнуют отрицательные качества людей, мы не можем уважительно относиться ни к ним, ни к себе.

Нам необходимо осознать, что мы хороши такие, какие есть, потому что никогда не станем лучше, независимо от того, сколько мы приобрели, чему научились, какое положение занимаем в обществе или сколько у нас денег. Нам нужно научиться жить с этим. Для этого нужно не бояться быть несовершенным, нужно осознать, что мы не ангелы и не супергерои, что и мы порой совершаем ошибки, и у каждого есть свои недостатки, но при этом каждый из нас достаточно хорош, потому что нет необходимости быть лучше других. Это замечательное убеждение. Если вы согласитесь с тем, что вы собой представляете, то дьявол тщеславия, «золотой телец моего превосходства» исчезнет. Если мы научимся действовать и делать всё, что в наших силах, то получим наслаждение от этого процесса. Мы должны научиться жить в мире с собой: понимать свои естественные ограничения и всегда помнить о том, как мы сильны.

Рудольф Дрейкурс — Смелость быть несовершенным




3 мнения к “ПРАВО БЫТЬ НЕСОВЕРШЕННЫМ Сегодня я представляю на ваш суд один из наиболее важных аспектов…

  1. Vera Smirnova

    Утром и вечером буду читать эту статью. Спасибо! Я уже сама поняла это, но здесь хорошо написано. Перельман доказал теорему и выложил, Кто-то хотел присвоить себе доказательство, но честный мир гениев математиков защитил его. Вот о них эта статья, нет предела совершенству, но стремиться к этому надо

  2. Ludmila Cicer

    Спасибо большое дорогой автор. Я увидела новый подход в уже известной теме. Спасибо за идею горизонтально и вертикального положения!!! Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика