Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image

ПЕРСОНАЖИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ Для меня «сойти с рельсов» означает пережить ревери. Не все аналитики…

ПЕРСОНАЖИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ

Для меня «сойти с рельсов» означает пережить ревери. Не все аналитики одинаково часто его испытывают, но я за одну сессию могу увидеть сразу несколько образов. Они не всегда так просты и понятны, как упомянутые ранее случаи. Иногда приходится основательно поразмышлять. Если говорить на языке архаичных теорий, ревери — это мини-сон контртрансфера, который случается непосредственно в сессии.

Другое «схождение с рельсов» — это сон. Если аналитик засыпает во время сессии, особенно предварительно выспавшись, на это следует обратить внимание. Возможно, ослабла защита пациента, с помощью которой он усмирял своих внутренних львов и гепардов. Или его «опиум просочился» в общее поле. Или, например, пациент заразил аналитика анестезией, которую использует против собственных протоэмоций. Тогда сон аналитика может стать первым шагом на пути к пробуждению, после которого исчезнет потребность усыплять своих львов, тигров или гепардов. Таким образом, сон отражает общую ситуацию «летаргизации», после выявления которой можно приступить к «делетаргизации».

В остальном я просто стараюсь быть бдительным и наблюдать за раскрытием психоаналитической сцены, которую создает пациент при минимальном моем участии. Зачем при этом что-то специально вытаскивать на поверхность? Такой подход вернет к пониманию бессознательного как ранее сформированной части психики, которую теперь предстоит раскрыть. Хотя на самом деле бессознательное — это процесс сборки конструктора из расщепленных частей прямо в реальном времени. Самое важное в работе аналитика — это умение слушать. Поделюсь с вами сном пациентки, скованной массой запретов.

Однажды, спускаясь после нашей сессии по лестнице, она увидела чувственную блондинку в «до неприличия короткой юбке», о чем рассказала в следующей раз. Я подумал: «Почему возник именно этот персонаж?» Казалось бы, мало ли кого можно встретить на лестнице, просто иди себе мимо, но нет. А дело в том, что с помощью девушки в мини-юбке пациентка вывела на сцену новую, отщепленную часть своей личности: очаровательную, чувственную женщину, с которой пациентка себя не отождествляла. В такой ситуации аналитик может поинтересоваться: «У нее были темные или светлые волосы?» — прекрасно зная, что пациентка — блондинка. Или поиграть в детектива, расспросив о подробностях этой встречи. Не ради того, чтобы узнать что-то важное и недосказанное.

В этой сессии важен сам факт появления в поле красивой, сексуальной женщины, которая напоминает паре о фундаментальных аспектах жизни и может послужить толчком к развитию нового сюжета, наподобие «Зуда седьмого года» с Мэрилин Монро. Каждый персонаж открывает дверь в новую комнату, которую почему-то часто называют комнатой боли. Я не понимаю, почему страдание стало в анализе культом.

Боль — это часть жизни, не нужно ее идеализировать как «хороший» аспект или стремиться к ней, боли и так слишком много в разлуках, болезнях, смертях. Давайте попробуем обратить внимание на удовольствия. Анализ должен напоминать игру, даже когда затрагиваются трагические темы. Хороший пример — пьеса Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». Театр — это игра, а анализ — его разновидность. Будет здорово разделить с пациентом удовольствие от создания фильма «Жизнь прекрасна», в котором Роберто Бениньи превратил чудовищные события в Аушвице в трагикомедию. Бениньи проделал блестящую работу. Он сделал ужасные вещи выносимыми для ребенка. Мы должны уметь играть: это серьезно и, на мой взгляд, очень этично.

Антонино Ферро — Вдруг я скажу что-то не то? Современный психоанализ в вопросах и ответах

#СовременныйПсихоанализ




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика