Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО Случается, что у ребенка лучше развита техническая сторона чтения,…

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Случается, что у ребенка лучше развита техническая сторона чтения, нежели смысловая. Проще говоря, читает, но не понимает. Разберём основные причины данного нарушения.

1. Не сформированы образы-представления слов. Каждое слово у нас ассоциируется с определённым образом, и даже с ощущениями. Какой образ у вас возникает при слове подарок? Возможно, вы представили квадратную коробочку, перевязанную лентой в бант. И, когда вы читаете «Кристина открыла подарок», понимаете, о чём речь. А, если это ребёнок, который не знает, что такое подарок, никогда не видел, не открывал его, не слышал о нём, или при слове «подарок» у него возникает совсем другая картинка, например, образ слона. То, представьте, что же это получается? А, если таких слов много, образы которых у ребёнка отсутствуют или сформированы слабо? Дальнейший текст идёт кувырком, теряется его смысл. Соответственно, причинно-следственные связи распадаются, понимание и запоминание не происходит.

Малый словарный запас я бы отнесла к этому же пункту. Знание слова — это знание того, что оно обозначает.

2. Не понимание логико-грамматических конструкций, пространственных отношений между объектами. Предлоги помогают нам понять и представить, как предметы располагаются в пространстве относительно друг друга. Прочтите и представьте: бабочка летела над цветком, потом села на камушек, а затем спряталась под широким листом. Получилось? Если ребенок путает предлоги «над» и «на», «под» и «в», получится у него понять предложение?

Возьмём другие логико-грамматические конструкции. Например, «ручка накрыта листом», «тарелка накрыла ложку». Чтобы их понять, вам нужно представить, какой предмет сверху, а какой снизу. Для того, чтобы такие представления были сформированы, необходимы многократные действия с предметами и обозначения их словами.

3. Отсутствие понимания переносного значения слов и метафор. Это уже свойство мышления — умение абстрагироваться от прямых признаков слов. «У Пети было кислое лицо». Мы догадываемся, что Петя чем-то недоволен. У ребенка, который не может отвлечься от прямого значения слова «кислый», такого понимания не происходит.

4. Снижение концентрации внимания. От концентрации будет зависеть и запоминание прочитанного. Первую строку или слово ребенок запоминает, а потом запоминание текста либо фрагментарное, либо отсутствует. Всё это показатель работоспособности мозга. Силы появились – произошла включённость в работу, слова или предложения запоминаются. Силы закончились – запоминание пошло на спад.

5. Нарушение функции удержания и контроля программы. От сформированности данной функции зависит удержание связи слов друг с другом, предложений, прослеживание цепочки событий в тексте, тех образов-представлений, которые возникают при чтении текста.

Отдельно нужно сказать и о том, что, если техническая сторона чтения страдает, то все силы ребенка уходят на то, чтобы прочитать слово, а на то, чтобы его понять – сил не остаётся.

Пересказ текста, вопросы по тексту или предложению помогают отследить, понял ребенок прочитанное или нет. Если же непонимание прочитанного стойкое и регулярное, то выяснение причин и работа над ними позволит вовремя скорректировать и устранить проблему.

Педяш Наталья Александровна
https://www.b17.ru/article/494808/




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика