ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Содержание психического развития подростков представлено развитием его самосознания. Одна из важнейших черт, которая характеризует личность подростка, — формирование устойчивой самооценки и образа «Я». Содержание самосознания подростка представлено образом его физического «Я», включающем представление о своем теле и облике, сравнивание и оценку себя с позиции эталона женственности (мужественности).
Особенности физического развития у подростков часто становятся причиной снижения у подростков уважения к себе и самооценки, приводя к страху плохой оценки окружающими. Мнимые или реальные недостатки внешности переживаются в этом возрасте очень болезненно. Подросток может даже полностью не принимать себя, обладая устойчивым чувством неполноценности.
Подростки все чаще за основу принимают мнение своих сверстников. Если у младших школьников возникновение повышенной тревожности происходит при контакте с незнакомыми взрослыми, то для подростков характерна напряженность и тревога больше по отношению к родителям и сверстникам. Стремление жить в соответствии со своими идеалами, выработка определенных образцов поведения способна приводить к столкновениям взглядов на жизнь родителей и детей подросткового возраста, что формирует конфликтные ситуации. По причине бурного биологического развития и стремления к самостоятельности, подростки часто имеют трудности в отношениях со сверстниками. Основные эмоциональные реакции на неуверенность в себе могут выражаться упрямством, негативизмом, обидчивостью и агрессивностью.
Для многих подростков характерны акцентуации характера в виде некоторого заострения отдельных черт характера, которые создают уязвимость подростка (например, невротическое расстройство, делинквентное поведение, алкоголизация и наркоманизация).
Методы исследования особенностей развития личности и ее свойств включают:
опросник Р. Б. Кеттелла;
методику исследования самооценки, разработанную Будасси, Дембо – Рубинштейном и др.;
методику исследования уровня притязаний;
методику типического реагирования на конфликтные ситуации, разработанную К. Томасом;
методику Q – сортировки;
брненскую анкету личности; характерологический опросник, разработанный К. Леонгардом;
шкалу оценки тревожности (по Дж. Тейлору, по Ч. Спилбергеру);
шкалу депрессии;
методику «Незаконченные предложения», «Несуществующее животное» и др.
Методики исследования свойств микро группового уровня состоят из:
социометрии, референтометрии, опросников общительности; методики диагностики межличностных отношений (по Т. Лири);
репертуарных решеток (по Д. Келли);
групповой оценки личности.
Развитие подростка, включая его биологические, психические, личностные особенности, может предполагать кризисы, конфликтные ситуации, трудности адаптации к социальной среде. Подростки, не сумевшие благополучно преодолеть новую стадию становления своего психосоциального развития, отклонившиеся в собственном развитии и поведении от общепринятой нормы, получают статус «трудных». Это можно, в первую очередь, отнести к подросткам с асоциальным поведением. Здесь факторами риска являются физическая слабость, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, незрелость в эмоциях, неблагоприятное внешнее социальное окружение. У подростка формируются специфические реакции в поведении, составляющие специфический подростковый комплекс. реакция эмансипации как тип поведения, с помощью которого подросток пытается высвободиться из-под опеки взрослых.
Крайней степенью выраженности такой реакции является бродяжничество;
группирование со сверстниками, проявляющееся в высоком интересе к общению с ними, ориентации на выработку норм и ценностей группы, создании определенной субкультуры;
реакция увлечения (хобби), отражающая веяния моды и формирующая склонности и интересы подростков.
Осложнения могут возникать у подростка в ходе профессионального самоопределения и в процессе сознательного выбора профессии, что является многоэтапным процессом выработки и принятия решения. В ходе выбора профессии может проявляться ряд индивидуальных стилей поиска решений, включая импульсивные; рискованные; уравновешенные решения; осторожные решения; инертные решения. Индивидуальный стиль принятия решений представляет собой отражение как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей. Коррекции подвергаются импульсные и инертные решения. Методиками исследования процесса самоопределения считается «Карта интересов» и ДДО (дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова).