Бурняшев Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (УЧЕБНОЙ) СРЕДЫ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ Представленные выше разделы воспитания являются…

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (УЧЕБНОЙ) СРЕДЫ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

Представленные выше разделы воспитания являются общими для всех групп детей (от 5 до 18 лет), они направлены на развитие психической деятельности с учетом индивидуальных возможностей при условии раннего включения ребенка в специально организованный коррекционный процесс. Доступная деятельность (игровая, предметная, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний об окружающем мире. Разнообразная практическая деятельность со временем преобразуется в индивидуальный социально значимый опыт, при этом шкала индивидуальных достижений того или иного ребенка может быть различной. Для одного уровень достижений будет охватывать самые простейшие бытовые умения, для другого — овладение навыками хозяйственно-бытового самообслуживания, умения быть полезным не только для себя, но и для окружающих, для третьего — способность к элементарному обучению чтению, письму, счету, и др., самостоятельному обеспечению простейших социально-культурных потребностей: ходить в магазин за покупками, уметь готовить, организовать свой досуг, контактировать с окружающими людьми и др.

Такой значительный разброс возможностей индивидуального развития чрезвычайно затрудняет выработку единых по содержанию программ воспитания и обучения, ориентированных на общие показатели, как это принято при сохранном психическом и физическом развитии детей в границах одного и того же возраста. В условиях детских домов-интернатов при воспитании глубоко умственно отсталых детей необходимо содержательно структурировать коррекционную работу применительно к четырем группам, каждая из которых различается степенью тяжести психофизического развития и разбросом возрастных показателей.

Первая группа — «Милосердие» включает детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями индивидуального развития. По сути, в отделение «Милосердие» помещаются больные дети, неспособные к осознанным самостоятельным видам деятельности, поэтому очень важно, чтобы лечебные мероприятия, санитарный уход сочетались с приемами материнского воспитания: эмоциональный контакт, развитие двигательных умений, коррекция мышечного тонуса, тактильной чувствительности, обогащение слуховых и зрительных ощущений, навыков общения доступными средствами: музыкальные и мягкие игрушки, пение, цвет, свет, движения, прикосновения, поглаживания, ритмические действия в сочетании с словами, например: люленьки-люленьки к нам летели гуленьки, летели-летели к нам на ручки сели…; люли-люли-баиньки, в огороде заиньки, зайки травку едят, Танюше спать велят… и др.
Работа с больными детьми требует специальной програм¬мы обучения сестер-нянь с основами специальной психоло¬гии и педагогики, кинезиотерапии, игротерапии и других доступных современных технологий.

Вторая группа, как и первая, охватывает детей разного возраста (от 5 до 13 лет), но возможности этой группы с точки зрения перспективности их психического развития значительно благоприятнее, поэтому эту группу воспитанников можно подразделять на основе близких возрастных показателей: 5—7 лет (младшая), 8—10 лет (средняя), 11—13 лет (подростковая). Вместе с тем, следует помнить о том, что внутри каждой группы будут наблюдаться значительные отличия в психической деятельности, не совпадающие с возрастными показателями. Необходимость такого критерия комплектования групп детей связана с организацией педагогической работы, жизнедеятельностью детей в интернате, их поэтапному переходу на следующие возрастные ступени. За основу коррекционной работы в названных подгруппах берутся направления, которые описаны в представленных выше разделах. Напомним, что работа в этих группах организуется воспитателями совместно с учителем-дефектологом, специальным психологом, логопедом.

Занятия организуются как коллективно (вся группа), так и подгруппами (2—3 человека), а также индивидуально. В течение дня можно проводить два коллективных занятия (первая и вторая половина дня), два подгрупповых занятия, где часть детей остается с няней, а другая занимается с воспитателем (дефектологом), а также индивидуальные занятия с детьми по программе дефектолога, специального психолога.
Содержательной основой любого занятия является предметно-практическая деятельность с какой-то конкретной темой, например, «Живая природа». Данная тема, в зависимости от возраста детей и предлагаемых педагогом форм деятельности может реализовываться комплексом занятий применительно к разным разделам воспитания. Например, в разделе «Развитие представлений об окружающей среде» воспитатель планирует знакомство детей с образами домашних животных «Кошка», «Собака», «Корова» и др., постепенно расширяя эту тему сведениями и образами о детенышах животных, полученные представления закрепляются пластическими и двигательными упражнениями: «Котик ходит тихо-тихо», «Котик играет с мячиком», «Котик лежит на бревнышке, жмурится, греется на солнышке» и т. д. В разделах «Коммуникация и общение» эта же тема предстает как развитие слуховых восприятий, обучение звукоподражанию, развитию речи: «мур-мур», «мяу-мяу», «кис-кис», «кормление кошки, собаки», подвижные речевые игры. Таким образом, одна и та же тема в содержании занятий имеет разную направленность, т. е. они находят отражение на прогулках, в оборудованной игре, в речи, в рисовании, конструировании, поделках. Принцип параллельного планирования одной и той же темы в разных разделах воспитания обеспечивает комплексность, повторяемость, длительность, гибкость программы воспитания, а главное — возможность индивидуального участия ребенка в посильной для него деятельности. Желательно, чтобы содержание воспитания и планируемые виды деятельности детей соединялись в какой-то один проект. Поясним это на примере.

Тема «Живая природа» включает в себя многообразие сведений о мире животных, птиц, рыб, растений и мн. др. Названная тема может включать в себя 5—6 и более вариантов на несколько лет обучения, например, «Животные» как вариант темы «Новый год», где дети появляются в масках, костюмах уже известных им животных, двигаются в хороводе, поют, танцуют. Это означает, что, начиная с осени и до праздника Нового года, в группах проводятся комплексные занятия, обобщенным итогом которых явился «Новый год». Сюжетная линия темы может продолжаться в последующих темах «Весна», «Цветы лета», «Что нам осень подарила». Разнообразные виды деятельности, о которых мы упоминали выше, являются повседневными средствами решения конкретных педагогических задач, итоги такой работы можно частично или совокупно представлять в проектно-ориентированных темах с учетом доступности их освоения детьми.

Следующая возрастная группа включает: старших подростков, юношей и девушек от 14 до 18 (20) лет. Эта группа также характеризуются разноуровневыми возможностями, но в отличие от детей младшего и среднего возраста у большинства старших подростков уже имеются устойчивые навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовых умений, более разнообразен опыт социального общения, а часть воспитанников — способны к элементарному освоению учебных знаний. Способность к обучению чтению, письму, счету — не является показателем «взросления», такие предпосылки могут выявиться и в более младшем возрасте (по нашим данным между 7 и 9 годами), поэтому организованное предметное обучение может включаться в программу коррекции, начиная с 7—8 лет, на основе индивидуальных показаний психолого-педагогического изучения всех детей.

Наряду с продолжением элементов учебной деятельности для воспитания старших подростков приоритетными становятся задачи социокультурного воспитания, к ним относятся:
• Развитие практических умений самостоятельной жизнедеятельности: самообслуживание, бытовой и хозяйственный труд, элементы домоводства и др.
• Формирование социальных представлений и отношений с учетом межполовых и семейных связей.
• Половое, физическое, здоровьесберегающее воспитание.
• Обучение организации досуга, формирование правил социального поведения в местах общественного и культурного назначения (транспорт, магазин, почта, цирк, театр и др.).
• Ручной труд, трудовое (допрофессиональное) обучение и воспитание.

Особую роль в коррекционной работе с детьми-инвалидами играет личность педагога-воспитателя. Обучение и воспитание умственно отсталых детей требует глубоких нравственных качеств: терпения, доброжелательности, материнской сердечности, настойчивости.
Педагогический процесс не может быть результативным без инициативы, творческого мышления, культуры педагогического труда. На практике нередко встречаются педагоги у которых результаты их деятельности незначительные, так как они не выходят за пределы формальных программ обучения, не пытаются вносить в них дополнения и изменения с учетом возможностей детей. Создается впечатление, что удобнее думать о том, чего «дети не могут», нежели попытаться изменить воспитание таким образом, чтобы дети «сумели», «научились». Здесь важно понимание того, что никакая стандартная программа не может охватить всего многообразия индивидуальных проявлений ребенка. Программа определяет лишь направления педагогической деятельности, ориентирует воспитателя на возможные средства, содержание работы, но их выбор или изменение, следует рассматривать как творческую инициативу в конкретных педагогических обстоятельствах, способствующих поступательному развитию детей с особыми нуждами. Необходимо изменить привычные дидактические схемы и шаблоны, так как в педагогике здравого смысла не может быть единых рецептов, в противном случае теряется основной смысл коррекционной педагогики — гуманного, личностно-ориентированного подхода к ребенку с проблемами в развитии.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика