Анна Сергеева Бурняшев Алексей Чмутов Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОЦЕДУР ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ. В.Н.Мошков. В…

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОЦЕДУР ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ.
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
В.Н.Мошков.

В процедурах лечебной гимнастики дыхательные упражнения применяются со следующими целями:
1) для обучения больного правильному дыханию (гигиена дыхания),
2) для снижения физической нагрузки (метод дозировки),
3) для специального воздействия на дыхательный аппарат (плевральные спайки, эмфизема, послеоперационные состояния и др.).
Каждое физическое упражнение, вовлекая в процесс движения те или иные мышечные группы, является в то же время и дыхательным упражнением, так как оно естественно возбуждает и углубляет функцию дыхания.
Применение лечебной физкультуры при различных заболеваниях часто связано с применением таких упражнений, которые, не предъявляя больших требований к больному, существенно стимулируют функцию внешнего дыхания. В связи с этим дыхательные упражнения в лечебной физкультуре имеют важное практическое значение. Несмотря на то, что дыхательная функция чрезвычайно ярко выражена на фоне всех проявлений живого организма, что без дыхания человек не может пробыть и двух минут и что внешнее дыхание имеет важное значение для функционирования дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, особенно при различных патологических состояниях, все же в условиях практической медицины со стороны врачей и больных не уделяется достаточного внимания этому вопросу.
В различных литературных источниках (В.К. Крамаренко, И. П. Смирнов, Т. Р. Никитин и др.) авторы их описывают и выделяют различные типы дыхания: грудное, брюшное или диафрагмальное, смешанное, ключичное, реберное, нижнегрудное, боковое и др. Эти типы дыхания, несомненно, являются неполноценными; они указывают на неправильное функционирование дыхательного аппарата, связанного или с влиянием патологического процесса, или с неумением больного владеть дыхательным аппаратом.
Как теория вопроса, так и опыт использования дыхательной гимнастики дают право считать, что единственно правильным и полноценным видом дыхания является полное дыхание, когда в акте дыхания участвует весь дыхательный аппарат — грудная клетка и диафрагма. Даже такие типы дыхания, как грудное или диафрагмальное, указывают на неполное использование функции дыхательного аппарата.
Термин «смешанное дыхание» (И. П. Смирнов) также неправилен, так как и грудная клетка, и диафрагма являются составными элементами дыхательного аппарата.
Рассматривая механизм регуляции дыхания у человека, следует отметить, что старые взгляды о ведущем значении гуморальной регуляции дыхания потеряли свое значение. Как мы уже говорили, на первое место в регуляции дыхания выступает нервный механизм с особенно важной корригирующей ролью коры головного мозга. Гуморальный же механизм следует рассматривать как соподчиненный.
Правильное полное дыхание характеризуется равномерным расширением грудной клетки во время вдоха в переднезаднем и боковых направлениях, подниманием грудной клетки и уплощением диафрагмы с выступанием вперед передней стенки живота; выдох же сопровождается спаданием как грудной клетки, так и стенок живота. Функция дыхания чрезвычайно ярко проявляется в жизни здорового и больного человека. Правильное функционирование дыхательного аппарата особенно необходимо в случаях, когда патологический процесс поражает органы дыхания или кровообращения. Несмотря на это, часто приходится убеждаться в недостаточном внимании врачей к развитию у больных правильного и полноценного дыхания.
Наблюдения за больными с различными заболеваниями позволили установить ряд недостатков в их дыхании. Так, большинство больных дышит через рот, вместо того чтобы дышать через нос. В силу этого развивается поверхностное дыхание, ограничивающее вентиляцию легких. В связи с ротовым поверхностным дыханием, а также в зависимости от особенностей заболевания (дыхательной и сердечно-сосудистой системы) наблюдается учащенное дыхание (одышка).
Имеет место также неравномерное прерывистое дыхание. В других случаях наблюдается очень короткий и слабый выдох, в связи с чем в легких остается увеличенное количество остаточного воздуха, что ограничивает степень легочной вентиляции. У многих больных наблюдается также нарушение координации движений грудной клетки и стенки живота во время вдоха и выдоха.
Как указывалось выше, единственно правильным типом дыхания является полное дыхание, когда в акте дыхания участвует весь дыхательный аппарат. Дыхание должно быть носовым, так как при прохождении через узкие носовые пути вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается. При умеренной нагрузке выдох также осуществляется через нос. При усилении физической нагрузки, особенно при наличии одышки, допус4 кается дыхание через рот. Кроме того, дыхание ртом применяется со специальной целью укрепления и развития дыхательной функции, например, для усиления вдоха (с произношением гласных, согласных, шипящих), для развития межреберной мускулатуры (резкий, энергичный вдох и выдох). Некоторые отдельные упражнения, выполняемые в быстром темпе, допускают применение дыхания через рот. В преобладающем же числе случаев при применении лечебной гимнастики следует шире использовать дыхание через нос.
Всякое дыхательное упражнение осуществляется свободно без усилия. Дыхание должно быть спокойным и глубоким, с равномерным участием всех звеньев дыхательного аппарата. Движения, сопровождающие дыхание, должны быть элементарны, доступны для правильного осуществления больными. Всякое упражнение, сложное с точки зрения координации движений или вызывающее силовое напряжение, противоречит принципу свободного дыхания. Следует помнить, что всякое усилие тормозит и нарушает дыхание.
Продолжительность вдоха и выдоха различны. Обычно выдох несколько продолжительнее вдоха. Удлинение выдоха способствует более глубокому и полноценному последующему вдоху. Усилить выдох можно удлинением его, выдохом через рот с произношением звуков и сдавливанием грудной клетки с боков в ее нижней апертуре во второй фазе выдоха. С целью создания необходимых условий для активизации последующего вдоха целесообразно включать небольшие паузы в 1—2—3 секунды в конце выдоха. Задержки же дыхания на высоте вдоха при осуществлении дыхательных упражнений допускать не рекомендуется. Практически продолжительность вдоха в лечебной гимнас4 тике равна 1—5 секундам, а выдох — 2—8 секун4 дам. Не следует дыхание навязывать больному; необходимо, чтобы оно стимулировалось допустимой в каждом отдельном случае физической нагрузкой.
Исследования, проделанные в клинической обстановке убеждают в том, что влияние на организм гимнастических и дыхательных упражнений различно. Если гимнастические упражнения повышают деятельность всего организма, в особенности сердечно-сосудистой системы, то дыхательные упражнения при наличии физической нагрузки снижают последнюю, делают ее более умеренной, облегчая переносимость ее больными.
Поэтому одним из методических условий применения лечебной гимнастики является использование оптимального соотношения гимнастических и дыхательных упражнений. Чем ответственнее больной, тем чаше включаются дыхательные упражнения между гимнастическими движениями (через одно или два упражнения). Применять упражнения в глубоком дыхании следует также непосредственно после сложных упражнений, вызывающих усиление работы крупных мышечных групп, или после упражнений с элементами уси4 лия.
При обучении больного правильному дыханию следует в первые дни применять только упражнения в статическом дыхании. Эти дыхательные упражнения применяются между гимнастическими упражнениями, возбуждающими функцию внешнего дыхания. В дальнейшем при наличии освоения больным основных движений рекомендуется уже сочетать движение с дыханием.
Правильная техника осуществления дыхательных упражнений требует строгого согласования амплитуды и темпа выполняемого гимнастического упражнения с глубиной и ритмом дыхания. Так, при поднимании рук необходимо следить, чтобы вдох равномерно распределялся в процессе всего движения. Если дыхательная фаза отстает от движения, то будет задержка в динамике самого упражнения и движение рук не может уже способствовать усилению дыхания. Такой же согласованности движения с дыханием следует придерживаться в фазе выдоха.
При сочетании дыхательных фаз с движением нужно принимать во внимание следующие правила.
1. Вдох соответствует: а) выпрямлению корпуса, б) разведению или поднятию рук, в) моменту меньшего усилия в данном упражнении.
2. Выдох соответствует: а) сгибанию корпуса, б) сведению или опусканию рук и в) моменту большего усилия в данном упражнении.
Там, где координация движений у больного недостаточно развита, необходимо избегать указаний на вдох и выдох в процессе различных упражнений. Наиболее рационально с методической точки зрения в процессе гимнастических упражнений применять произвольное дыхание, а после упражнения — элементарное дыхательное упражнение.
Вопрос же о локализационном влиянии дыхательных упражнений на основании рентгенографических исследований может быть представлен в следующих:
1. Если требуется создать лучшие условия для вентиляции верхушек легких, нужно применять статические дыхательные упражнения с исходным положением рук на талии, когда плечевой пояс не отягощен даже тяжестью верхних конечностей.
2. Дыхательные упражнения статического или динамического характера с положением или движением рук на уровне головы или выше обусловливают наиболее активную дыхательную функцию в нижней апертуре грудной клетки и диафрагмы. Показателем этого является усиление пневматичности легочной ткани, возрастание межреберных промежутков, большее открытие косто-диафрагмальных синусов, увеличение подвижности диафрагмы и др.
3. При наклонах корпуса в сторону с фиксацией или подниманием противоположной руки в период вдоха, усиление функции дыхания наиболее выражено в нижней апертуре грудной клетки и диафрагмы со стороны поднятой руки.
Дыхательная гимнастика в чистом виде не должна иметь места в практике лечебной физкультуры. Процедуры лечебной гимнастики в большей или меньшей степени насыщаются дыхательными упражнениями в зависимости как от состояния больного и особенностей его заболевания, так и от величины физической нагрузки и тренированности больного.
Методическое применение физических упражнений в процедурах лечебной гимнастики предусматривает использование следующих элементов: 1) выбора исходных положений, в зависимости от особенностей клинической картины; 2) подбора упражнений по анатомическому принципу с определением нагрузки на малые, средние или крупные мышечные группы и ее локализацией; 3) принципа рассеянности физической нагрузки, позволяющего равномерно распределять ее на весь организм больного; 4)количества повторений каждого упражнения; 5) темпа, ритма и амплитуды движений; 6) точности выполнения движений; 7) простоты и сложности движений; 8) степени усилия в выполнении движений; 9) эмоционального фактора; 10) использования метода дыхательных упражнений.
Приведенные методические элементы позволяют варьировать нагрузку в процедурах лечебной физкультуры как в сторону ее увеличения, так и уменьшения. В основном задача методического проведения процедур и заключается в том, что последние применяются к различным категориям больных с различной нагрузкой в качественном и количественном отношении с учетом своеобразия заболевания или травмы.
Сменяя поочередно гимнастическое упражнение дыхательным и, наоборот, используя спокойный темп и ритмичность движений, постепенно увеличивая их амплитуду и усложняя координацию, распределяя нагрузку последовательно на разные мышечные группы и широко используя принцип оптимальности исходных положений, достигают строгой постепенности в общей нагрузке процедуры лечебной гимнастики.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика