Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

НАРЦИССИЧЕСКИЙ ПЕРВЕРТ Перверт недоструктурирован, у него сохраняется инфантильная структура психики. В качестве примера рассмотрим…

НАРЦИССИЧЕСКИЙ ПЕРВЕРТ

Перверт недоструктурирован, у него сохраняется инфантильная структура психики. В качестве примера рассмотрим такой случай: мужчина предлагает жене сесть с ним в машину. Сдавая назад, он ударяет машину жены, припаркованную сразу позади его автомобиля. Он кричит на жену: «Что за дела! Ты зачем здесь припарковалась?!» Он ведет себя как ребенок, хотя он взрослый мужчина за пятьдесят, директор компании. Сейчас он ребенок, который не выносит внезапных происшествий, внутренних конфликтов, а если конфликт наступает, проецирует все на другого.

Фрейд называет ребенка «полиморфным первертом»: он обладает всеми признаками перверта, которые по мере своего развития он будет подавлять. Ниже мы рассмотрим, как структурируется психика в детстве. По мере взросления психика ребенка претерпевает структурные изменения. Из первичного отчаяния вырастает каркас того «я», которому предстоит примирять внутренние желания и возможности внешнего мира.
«Супер-эго» станет последней психической инстанцией, которая возникнет в ходе психосексуального развития ребенка. Согласно Фрейду, «супер-эго» — наследство эдипова комплекса. Это по большей части неосознаваемая психическая инстанция, которая хранит наши моральные ценности, а также ценности родителей и общества, которые мы усвоили путем интроекции — иными словами, позаимствовали извне, а затем интегрировали в свой внутренний мир.

Несоблюдение собственных ценностей «супер-эго» приводит к чувству вины, как если бы интроектный отец наказал нас; неуважение этого «внутреннего отца» вызывает ужас. Так происходит формирование «супер-эго», которое запрещает любое неподобающее отыгрывание наших желаний и заставляет нас подавлять или откладывать на потом наши влечения, если они не соответствуют меркам, которые мы усвоили в качестве моральных ценностей.

Идеал «я» появляется намного раньше «супер-эго», которое формируется в возрасте шести-семи лет, в период разрешения эдипова комплекса.
Идеал «я» складывается из первых запретов. До этого ребенок живет по принципу удовольствия: что захочет, то и получает. Он не знает ни морали, ни запретов. Когда родитель накладывает запрет, ребенок испытывает ужас: боится потерять его любовь. Можно сказать, что идеал «я» — это образ, который, как кажется ребенку, он должен поддерживать, чтобы быть достойным любви.

Идеал «я» сосуществует с идеальным «я». Идеал «я» коренится в нашем представлении о ценностях другого, под которые нам необходимо подстраиваться, чтобы утвердить себя, быть достойным любви и не терять ее, а вот идеальное «я» — это то, какими мы должны быть, чтобы жить в согласии со своими ценностями и реализовать свой потенциал. Значительная разница между идеалом «я» и идеальным «я» (верность/неверность в случае Андреа) вызывает страх и серьезные затруднения в выборе поведения при конфликте ценностей.

Жоржу хотелось заниматься чем-нибудь связанным с природой, но мать желала, чтобы он пошел по стопам отца и стал инженером. Выучившись на инженера, он стал работать дорожным сторожем в небольшой деревне. Жоржу удалось примирить конфликтующие идеал «я» и идеальное «я» и сохранить душевное равновесие.

Примирить конфликтующие ценности верности и неверности Андреа может, лишь прибегнув к перверсивным механизмам. Когда она говорит Хуану: «У нас ценности расходятся (ты ходишь налево), так что будет нормально, если я стану тебе изменять», то кажется, будто она утверждает, как это ни странно, что для создания здоровых отношений необходимы ценности, предполагающие верность. Разумеется, она воочию видела, как ее мать обманывала отца. Ее идеальные ценности и то, что она усвоила от родителей и интегрировала в свой мир, коренным образом расходятся.

Из-за отождествления Андреа с матерью ее идеал «я» и идеальное «я» абсолютно противоположны, ей остается лишь проецировать кое-какие из своих парадоксальных ценностей на партнера. Сделав из него носителя конфликта, она может оправдать отыгрывание вовне через месть, представив его как самозащиту. Для временного разрешения парадокса Андреа нужны специфические механизмы: расщепление и проективная идентификация, — иными словами, перенос на другого части своих ценностей и желаний.

Нарциссический перверт, не сумевший создать здоровый образ, на самом деле не отделен от другого, поэтому сливается с ним, вручает ему свои плохие намерения, а себе забирает «хорошую роль». Манипулируя другим, присваивая его силу, нарциссический перверт желает слияния с ним путем превращения другого в свое имущество, свое продолжение. Если другой исчезнет, он испытает ужасное страдание, как если бы лишился части тела.
«Супер-эго» — эдипово, а идеал «я» нарциссичен. «Супер-эго» ориентируется на моральные ценности, идеал «я» — на образ. Пренебрежение «супер-эго» чревато чувством вины. Пренебрежение идеалом «я» вызывает куда более сильное чувство — страх отторжения.

Из-за инфантильной структуры, сосуществующей с еще слаборазвитым «я», идеал «я» менее силен, чем «супер-эго», и не может препятствовать отыгрыванию вовне, как и практически неразвитое «я» неспособно справиться с влечением. Маленький ребенок может подавить желание в присутствии родителей, но ему очень хочется отыграть его вовне, и он ждет момента, когда они не будут за ним наблюдать. Если же они его в этом уличат, то, скорее всего, он отреагирует отрицанием или проекцией: «это не я…» или «виноваты другие». Также он может устроить провокацию: отыграть влечение вовне в присутствии родителей, чтобы проверить силу их любви или силу своей власти над ними.

«Принцип удовольствия, то есть потребность в незамедлительной разрядке, несовместим с логическим мышлением, которое основано на осмыслении реакции и откладывании ее на будущее. Время и энергия, сэкономленные за счет откладывания реакции, расходуются на мышление. На первых этапах развития слабое “я” еще не умеет перемещать желание в будущее».

Нарциссический перверт не приобрел эдипов комплекс. Он чувствует себя ребенком в теле взрослого. Он не развил в себе «супер-эго» и поэтому движим лишь своим идеалом «я», пределов которого он не видит. Из-за этого его часто захлестывают влечения, он постоянно ищет возможность испытать свою силу и, по сути, живет в вечном страхе отвержения.
Из-за ощущения неполноценности нарциссический перверт постоянно ищет «фаллический протез»: предмет, который позволит ему поддерживать иллюзию своей власти над вещами и событиями.

На этапе внутриутробного развития ребенок не осознаёт контуры себя, он существует в единстве с миром. Он и содержимое, и содержащее. Появившись на свет, он продолжает испытывать это ощущение: он — это мир, а мир — это он. Первые приступы отчаяния очерчивают контуры его «я». Ребенок призывает грудь, но она не сразу слушается. Для него грудь матери не более чем часть его самого… Он хочет грудь из-за любви к груди. Но что произойдет, если его потребности останутся неудовлетворенными?

Младенец обнаружит свою зависимость от матери». По мере взросления, формирования своего «я» происходит и различение. Мать и дитя из единого целого превращаются в две разные сущности. Как ни удивительно, теперь ребенок стремится к прежнему слиянию, чтобы отождествить себя с матерью: «Если я как она, то мы одинаковы».

В возрасте полутора лет наступает стадия развития, которую Жак Лакан назвал стадией зеркала. До этого ребенок не узнавал себя в отражении. Сейчас ему открывается возможность нарциссического присвоения своего образа, в это же время он учится называть себя по имени, а также подтверждать или отрицать. Вдобавок ребенок начинает воспринимать мать как некое благо, через которое он наполняется ценностью и которое удовлетворяет все его потребности.

Однако если мать оставит ребенка одного в комнате и уйдет на встречу с другим, он осознает, что не в силах удержать ее. Другой обладает тем, чего нет у ребенка или что у него недостаточно выражено, чтобы удержать с его помощью внимание матери. Этот предмет (объект, обладающий властью над матерью) в психоанализе называется фаллосом. Фаллос — символический объект, способный удерживать внимание другого. В качестве такового может выступать какой угодно объект власти: хорошая машина, карьерные перспективы, привлекательный партнер, красивые дети и т. д.

Некто другой, к которому отправилась мать, вызывает у ребенка одновременно и восхищение, и ненависть. Из зависти, ненависти и боязни наказаний, которыми чреваты желания ребенка, если они раскроются, рождается очень сильный страх, который психоаналитики называют страхом кастрации. Если отец достаточно добр и ласков к ребенку, если закон усвоен, если мать позволит ребенку отделиться, он будет продвигаться к разрешению своих внутренних конфликтов, откажется от желаний и ненависти, сумеет справиться с эдиповым комплексом и структурирует свою психику. В этом случае эдипов комплекс будет структурирован. Если отец подавляет, избегает ребенка, или если его роль незначительна, или если мать не ослабляет опеку, ребенок рискует провалиться на прежнюю стадию развития, вернуться к слитности с матерью и не преодолеть эдипов комплекс.

Жан-Шарль Бушу — Во власти нарцисса




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика