Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

ЛИТЕРАТУРА И МЕДИЦИНА. Искусство слова — прекрасное, умное, доброе — способно вызвать целый ряд…

ЛИТЕРАТУРА И МЕДИЦИНА.

Искусство слова — прекрасное, умное, доброе — способно вызвать целый ряд душевных переворотов в человеке, способно оказать благотворное воздействие на настроение и мысли человека. Эти особенности воздействия хороших литературных произведений на психику человека с успехом используют в медицине. Лечение с помощью книг получило название БИБЛИОТЕРАПИИ.

Терапевтическое воздействие чтения было замечено очень давно: еще в сказках «Тысячи и одной ночи» встречаются сюжеты, связанные с влиянием прочитанного на самочувствие больного. Вот один из них: «И затем купец взял повесть и написал ее своей рукой, с толкованиями, и вошел к царю и сказал ему: «О счастливый царь, я принес сказки и рассказы, редкие и прекрасные, подобных которым никто никогда не слыхивал»… И он (царь) велел писцам написать эту повесть золотом и положить ее в свою личную казну, и всякий раз, как у царя стеснялась грудь, он призывал купца Хасана, и тот читал ему эту повесть» («758-я ночь. Сказка о Сейф-аль-Мулуке»).

Заметим, что попытки применения библиотерапии в больничных условиях имеют глубокие исторические корни и традиции. Одно из самых ранних свидетельств использования библиотерапии относится к XIII в. В госпитале Аль-Мансура (Каир) в то время были служители, которые читали больным Коран днем и ночью. И на Западе в первых больничных библиотеках, возникших по инициативе служителей церкви, были книги, дающие успокоение и надежду больным людям. Такой религиозно-нравственный характер библиотеки сохраняют вплоть до середины XIX в., когда в дополнение к религиозному чтению стала приобретаться и другая литература — историческая и художественная. Книги предлагались с учетом индивидуальных особенностей пациентов. Считалось, что выбор должен базироваться на медицинских рекомендациях и находиться под контролем врачей.
Томас Сиденхем (1624–1689) — знаменитый английский врач, которого современники называли «английским Гиппократом», с успехом назначал своим пациентам по несколько строк любимого им «Дон Кихота» на сон грядущий.

В нашей стране элементы библиотерапии прослеживаются в библиотечном обслуживании больных и отдыхающих начиная с 20–30-х гг. XX в. Тогда лечебное чтение получило достаточно прочную теоретическую базу в трудах И. Вельвольского и др. В журнале «Курортное дело» (1928, № 5) сообщалось о том, что «чтение книг не только не мешает отдыху и лечению, но, наоборот, вносит разнообразие и смену впечатлений в быт больного, поглощает неиспользуемую энергию».
С терапевтическим эффектом чтения библиотекари вплотную столкнулись в годы Великой Отечественной войны при лечении раненых в госпиталях. При выдаче книг и во время чтения вслух надо было не забывать, что всякое неосторожное выражение, неудачно рекомендованное произведение могут оказать на раненых вредное влияние, а бодрое, наоборот, укрепить волю к жизни. Так, прочитав «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, читатели-инвалиды начинали учиться ходить.

В годы войны и позднее «Русский характер» А. Толстого оказал неоценимую помощь многим раненным воинам и не раз использовался врачами в их самоотверженной работе. Об этом рассказывал профессор, доктор медицинских наук И.И. Лукомский. В войну он по путевке райкома партии сражался в партизанском отряде особого назначения на подступах к Москве, потом руководил военным госпиталем. Богатый опыт работы военных лет лег в основу его докторской диссертации «Психические изменения при огнестрельных повреждениях лица». В госпитале профессору Лукомскому приходилось наблюдать и лечить многих бойцов, которые, как и герой рассказа А. Толстого танкист Дремов, получили в боях тяжелые ранения лица. Такие повреждения обычно сопровождаются тяжелыми психическими травмами. В госпитале у профессора Лукомского лечился, например, военный летчик, чудом спасшийся из горящего самолета. Его лицо обезобразили шрамами тяжелые ожоги. И это так угнетающе подействовало на раненого, что его охватило безнадежное отчаяние, пропал всякий интерес к жизни, мучили неотступные мысли: «Кому нужен человек, на которого даже взглянуть страшно?» Попытки переубедить раненного летчика ничего не давали. Тогда попробовали незаметно подложить ему среди других книжек для чтения «Русский характер» А. Толстого и «Просто любовь» В. Василевской. И эти книги сделали то, чего не удавалось добиться другими средствами: они вернули раненому любовь к жизни и утраченную веру в себя.

Эффективное применение библиотерапии сегодня невозможно без объединения усилий медиков и библиотекаря. Советы первых важны для того, чтобы определить, какие произведения, жанры и авторы подходят для библиотерапии в каждом конкретном случае. Библиотекарь, со своей стороны, может со знанием дела помочь в составлении так называемых лечебных списков книг, включающих литературу о людях, преодолевших физические недуги, произведения оптимистической направленности, помогающие преодолеть моральные неурядицы, литературу развлекательного характера. Разумеется, любой библиотекарь должен исходить из интересов больного, его желания читать те или иные книги.
Нет, пожалуй, человека, который не использовал бы библиотерапию в ее бытовом варианте, интуитивно прибегая к чтению, чтобы отвлечься от тревожных мыслей, беспокойства, поднять настроение. При отсутствии такого «самолечения» феномен библиотерапии вряд ли мог бы существовать.

Таким образом, по утверждению профессора Александра Шапошникова (Московский государственный университет культуры и искусства), есть все основания утверждать, что библиотерапевтическая функция больничных библиотек, возникшая с самого начала их существования, и в настоящее время определяет их общественную миссию.
Особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и веселые книги больным детям. Об этом неоднократно говорил К. Чуковский, рассказывая, например, как благотворно влияло на детей, лечившихся в костно-туберкулезном санатории, чтение веселой книги Р.Э. Распе о приключениях барона Мюнхгаузена. Характерно, что свою первую стихотворную сказку для детей «Крокодил» К. Чуковский написал специально для заболевшего маленького сына. «Единственная была у меня забота — отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни», — вспоминал писатель. Тогда он еще и не подозревал, что эта и другие сказки, которые он создаст вслед за ней, войдут в золотой фонд советской детской литературы.

Во многих случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать подходящую к случаю сказку, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки, способной отрицательно сказаться на здоровье. Это ярко и образно показывает замечательный русский писатель и врач А.П. Чехов в рассказе «Дома». Герой рассказа неожиданно обнаруживает, что его 7-летний сын Сережа начал курить. Суровые внушения не помогают. И тогда он рассказывает сыну сказку о прекрасном и добром царевиче, который испортил здоровье курением и умер в юном возрасте, оставив родных в глубоком горе. И сказка оказалась гораздо действеннее серьезных бесед и уговоров. Сережа навсегда отказался от курения.
Литература и медицина, история их развития связаны между собой неразрывно. В литературных произведениях различных времен мы находим свидетельства огромного интереса, который испытывали художники слова к облику врача и к искусству врачевания.
Большое внимание поэты и писатели всегда уделяли и уделяют внешнему и внутреннему облику врача. С особым теплом и любовью представлен образ врача Элинор Портер, которая устами девочки Поллианны характеризует миссию врача таким образом:
«Доктор о чем-то задумался. Украдкой взглянув на него, Поллианна заметила, какое грустное у него стало лицо, и ей захотелось хоть чем-то его обрадовать.
— Доктор Чилтон, — робко сказала она, — мне кажется, что у вас самая радостная работа на Земле.
Доктор окинул ее изумленным взглядом.
— Радостная? Да куда бы ни шел, я вижу одни страдания! — горестно воскликнул он.
— Знаю, — кивнула Поллианна. — Но вы же помогаете тем, кто страдает. И вы, конечно же, радуетесь, когда они перестают страдать. Вот и выходит, что вы радуетесь чаще всех нас.
У доктора вдруг подступил ком к горлу. У него не было ни дома, ни жены, ни детей. У него не было ничего, кроме любимой работы и двухкомнатной квартиры, в которой он жил и лечил. И вот теперь, глядя в глаза Поллианне, он чувствовал себя так, будто его благословляют на дальнейшие труды. И он знал: ни самые тяжелые дни, ни бессонные ночи не заставят его забыть воодушевление, рожденное этой удивительной девочкой.
— Да благословит тебя Бог, милая, — сказал доктор, и лицо его озарилось необычайно доброй улыбкой, которая так располагала к нему пациентов. — Бывает, что доктору не меньше больных требуется глоток тонизирующей микстуры, — добавил он».
Началом развития литературы как искусства можно считать середину IV тыс. до н.э., когда на Древнем Востоке (Шумерия — Месопотамия) была изобретена письменность. Наиболее известным произведением вавилонской культуры является «Поэма о Гильгамеше», в которой поставлен вопрос о смысле жизни. Поэма своими корнями уходит в дописьменный период Месопотамии. Гильгамеш был полулегендарным царем Урука в Древнем Шумере. Произведение рассказывает о том, что Утнапиштим, получивший от богов великий дар бессмертия, открыл Гильгамешу «тайное слово» и посоветовал ему опуститься на дно океана, чтобы сорвать траву бессмертия. Гильгамеш так и сделал, но неосторожность погубила его.
На пути домой в Урук
Гильгамеш увидел водоем,
Спустился в него, окунулся в воду,
Змея учуяла запах растения,
Из норы поднялась — унесла
растенье —
Назад возвращаясь, сбросила
кожу.
С тех пор змеи получили бесценный дар вечной молодости. Поэма заканчивается трагически — сознанием неизбежной смерти даже такого героя, как Гильгамеш. А человек в ней все же бессмертен своими делами. Гильгамеш говорит: «Если паду я — останется имя». Он стал первым смертным, понявшим, что только дела человека бессмертны. «Самый высокий человек не может коснуться небес», но надо делать все, чтобы «возвысить свое имя», и если на этом пути «страх подступит к тебе — прогони его вспять». Позже Гораций выразил эту мысль крылатыми словами: «Сквозь тернии к звездам (Per aspera ad astra)».

В эпоху античности появляется много так называемых «циклических» стихотворений, посвященных круговороту времен и месяцев года. Времена года и здоровье — эта проблема интересовала человечество с ранних периодов истории его существования. Над ней размышляли философы, ученые и в первую очередь врачи; она вдохновляла поэтов, была для них своеобразным гимном природе, ее неувядающей и вечно возрождающейся красоте, дарующей человеку силы, здоровье и ощущение радости бытия.

Медики древности учитывали время года, местность, климат, возраст и условия жизни людей при определении и лечении той или иной болезни.
«Кто захочет исследовать медицинское искусство правильным образом, должен… прежде всего принять в рассмотрение времена года», — эти знаменательные слова принадлежат великому врачу древности Гиппократу. В своем сочинении «О воздухах, водах и местностях» (основное содержание которого составляет медицинская география) он подробно рассматривает вопрос о сезонности определенных заболеваний (лихорадок, дизентерии, чахотки и др.). Гиппократ пристально изучал организм человека, его природные свойства — «физис», а также условия внешней среды. Из сформулированной им гуморальной теории (от латинского слова humor — влага) следует, что тело человека, а также всех животных построено из четырех элементов: огня, земли, воздуха и воды. Этим основным элементам соответствуют в организме человека четыре основные жидкости (влаги): желтая (светлая) желчь, черная желчь, кровь и флегма, определяющие физиологические процессы.




Одно мнение к “ЛИТЕРАТУРА И МЕДИЦИНА. Искусство слова — прекрасное, умное, доброе — способно вызвать целый ряд…

  1. Mikhail Bondarenko

    Применение библиотерапии в больничных условиях имеют глубокие исторические корни и традиции. Одно из самых ранних свидетельств использования библиотерапии относится к XIII в. В госпитале Аль-Мансура (Каир) в то время были служители, которые читали больным Коран днем и ночью. И на Западе в первых больничных библиотеках, возникших по инициативе служителей церкви, были книги, дающие успокоение и надежду больным людям. Такой религиозно-нравственный характер библиотеки сохраняют вплоть до середины XIX в., когда в дополнение к религиозному чтению стала приобретаться и другая литература — историческая и художественная. Книги предлагались с учетом индивидуальных особенностей пациентов. Считалось, что выбор должен базироваться на медицинских рекомендациях и находиться под контролем врачей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика