Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

Кратко о теории объектных отношений Теория объектных отношений — система психологических взглядов, существующая в…

Кратко о теории объектных отношений

Теория объектных отношений — система психологических взглядов, существующая в рамках психодинамического подхода и отталкивающаяся от предположения, что психика состоит из «внутренних объектов». Внутренний объект представляет собой фрагмент психической структуры, возникающий из опыта, полученного индивидом в детстве в отношениях со значимым взрослым. Эти отношения накладывают отпечаток на всю его личность. Речь идет не о воспоминаниях или репрезентациях, но о части самости.

Под внешним объектом подразумевается значимый другой, с которым взаимодействует индивид. Это может быть взрослый, заботившийся о нем в раннем детстве, или человек, с которым строятся отношения в настоящем. Он связан с внутренним объектом, поскольку последний формируется на основе опыта отношений с первоначальным внешним объектом и влияет на выбор внешнего объекта в дальнейшей жизни. Внутренний объект может претерпевать изменения под влиянием отношений с актуальным внешним объектом.

Объекты — это лишь часть личности. Каждый ребенок рождается со своими уникальными личностными задатками. С самого рождения у младенца имеется самость, готовая к тому, чтобы строить отношения с внешними объектами, которые он найдет в своем окружении. В этих отношениях самость растет и развивается, создавая на основе переживания своего взаимодействия с внешними объектами психическую структуру. Сначала она представляет собой еще несформированное образование, которое постепенно обогащается опытом отношений с объектами. По мнению исследователя психологии младенцев Даниэля Штерна, ребенок изначально ориентирован на то, чтобы получать опыт для формирования личности и чувства самости.

Самость включает в себя:
1) Эго в классическом понимании,
2) внутренние объекты,
3) объекты и части Эго, связанные между собой аффектами (чувствами), возникающие при переживании ребенком объектных отношений.

Мы употребляем термин «самость» для обозначения уникальной комбинации Эго и объектов, находящихся в динамическом взаимодействии. Их сочетание создает характер человека и формирует у него чувство личностной идентичности, сохраняющееся относительно неизменным на протяжении всей жизни.

Рональд Фэйрберн описывает три основных категории внутренних объектных отношений, одна из которых относится к осознаваемой части самости, а две другие вытеснены в бессознательное. Это:
1) отношения с идеальным объектом (в осознаваемой части самости), 2) отношения с возбуждающим объектом (в бессознательном) и
3) отношения с отвергающим объектом (также в бессознательном).

Упорядочивание психической организации происходит
посредством механизмов расщепления и вытеснения. По мнению Фэйрберна, даже самая хорошая мать иногда воспринимается младенцем как отвергающая, например, когда она не может обеспечить свое присутствие, в то время как ребенок хочет от нее тепла или пищи. Чтобы справиться с невыносимым чувством тревоги и покинутости, младенец создает внутренний образ матери как отвергающего объекта (интроекция). Согласно теории Фэйрберна, интроекция — это первый
защитный механизм, применяемый Эго против невыносимой боли и сепарации от объекта. Мы, однако, считаем, что младенцы интернализуют все аспекты отношении с матерью и сортируют их по качеству переживания. На основании этой элементарной категоризации опыта формируется психологическая структура и возникает способность к самостоятельному функционированию.

По мысли Фэйрберна, после того, как младенец осуществил интроекцию плохого объекта, в его своей рудиментарной самости возникает чувство неудовлетворенности. Чтобы сохранить в сознании идеальный образ матери, Эго ребенка пытается преодолеть боль отвержения, полностью вытеснив образ неудовлетворительного объекта в бессознательное. Там отвергнутый объект распределяется по двум категориям: отвергающий объект и возбуждающий объект.

Однако внутренний объект не может расщепляться или подавляться
сам по себе. Вместе с ним должны претерпеть расщепление и связанная с ним часть Эго, и аффект, сопровождающий эти болезненные отношения. В случае отвергающего объекта младенец испытывает гнев, фрустрацию и печаль, а в случае объекта возбуждающего — болезненное страстное влечение.

В отношениях с отвергающим объектом участвуют антилибидинальное Эго и отвергающий объект, а также присутствуют чувства гнева, ярости и печали. Изначально Фэйрберн называл подавляемую вместе с отвергающим объектом часть Эго «внутренним вредителем», поскольку существует угроза того, что она вернется в сознание и тем самым разрушит защитную идеализацию. Впоследствии для обозначения этой
части Эго он стал пользоваться выражением «антилибидиналъное Эго». В дальнейшем отвергающее Эго помогает центральному Эго подавлять отношения с возбуждающим объектом. Это подрывает способность центрального Эго строить здоровые, приносящие удовлетворение отношения.

Дж. Шарфф, Д. Шарф — Основы теории объектных

#ЭнциклопедияГлубиннойПсихологии




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика