КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Психодинамический подход к личности подчеркивает влияние бессознательных психических процессов на детерминацию мыслей, чувств и поведение человека. Теория личности Фрейда начинается с допущения, что люди рождаются с базальными инстинктами или потребностями — не только в еде, воде и кислороде, но и в сексе и агрессии. Потребность в безопасности, признании, любви и другие основываются на этих фундаментальных потребностях. Каждый человек сталкивается с задачей удовлетворения различных потребностей в окружающем мире, который часто фрустрирует их. Согласно Фрейду личность формируется и развивается в процессе решения этой задачи и отражается в том, как она решается.
Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов: «ид», «эго»
и«суперэго». Ид — резервуар бессознательной энергии, называемой также психической энергией или либидо, которая включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются. Выдающимся среди них является «эрос» — инстинкт удовольствия и секса и «танатос» — инстинкт смерти, который мотивирует агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим. Ид ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные правила или права и чувства других. Иными словами, ид действует согласно прин-
ципу удовольствия.
Когда дети подрастают, они начинают понимать, что делать то, что они хотят, не всегда приемлемо. Так как родители, учителя, воспитатели и другие люди накладывают все больше и больше ограничений на прямое выражение импульсов ид, из него развивается вторая часть личности — эго, или Я, — чтобы найти способы удовлетворения желаний с учетом требований социума. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями ид и требованиями реального мира — оно действует по принципу реальности. Эго пытается удовлетворить потребности, защищая людей от физического и морального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже отреагирования, импульсов, исходящих из ид.
Чем больше опыта приобретают люди, сталкиваясь с нормами и моралью общества, тем больше они начинают принимать их. В результате дети узнают, что определенное поведение является «неправильным» и начинают упрекать себя за совершение «плохих» поступков. Процесс интернализации родительских и социальных ценностей Фрейд называет интроекцией. Интроецированные ценности — наши «надо» и «нельзя» — образуют третий компонент личности: суперэго. Часть суперэго, включающая запреты («нельзя») и все то, что
расценивается как «плохое», называется совестью. Вторая часть суперэго называется «идеальным эго» — эта часть включает понятие долга и идеальное поведение, которое рассматривается людьми как «правильное». Суперэго действует согласно морального принципа; нарушение его норм (правил) приводит к чувству вины.
Базальные потребности (ид), рассудок (эго), мораль (суперэго) часто вступают в противоречие с требованиями окружающей среды, что приводит к образованию интрапсихических, или психодинамических конфликтов. Фрейд считал, что число, природа и способ разрешения интрапсихических конфликтов придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. В норме, адаптивное поведение связывается с малым числом конфликтов или с эффективным их решением. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые
конфликты приводят к отклоняющимся чертам личности или к психическим расстройствам. Некоторые из этих конфликтов могут быть полностью или частично осознаваемы, но большинство из них не осознаются.