Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image

КОНТРОЛЬ ВНИМАНИЯ, АФФЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ — ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (КОРА…

КОНТРОЛЬ ВНИМАНИЯ, АФФЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ — ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА)

Третья система в мозге — это несколько сетей, основные центры
которых находятся во внешних слоях мозга — в коре. На протяжении
всего младенческого периода и в раннем и среднем детском возрасте
кора головного мозга увеличивается в размерах, растет количество взаимосвязей. Но ключевой переходный период происходит в конце предподросткового и в раннем подростковом возрасте, когда рост нейронов замедляется, а количество нейронов в коре головного мозга уменьшается (т.е. уменьшается объем и толщина) по сравнению с более ранними периодами жизни [ Foulkes & Blakemore, 2018].

Мозг подростка продолжает развивать соединительные сети, связывающие мозговые центры (т.е. белое вещество) в коре и гиппокампе. Они отвечают за контроль усилий и эмоциональную регуляцию, а также гормональные изменения, связанные с половым созреванием [Sisk ,2017]. В результате их развития нейроны и их взаимосвязи сокращаются, скульптурируются и уплотняются (миелинизируются) [Tamnes, Bos, van de Kamp, Peters, & Crone, 2018; Wierenga et al., 2014]. Тормозной контроль и рабочая память, которые были взаимосвязаны до 10 лет, к подростковому возрасту могут активироваться отдельно, по мере необходимости [Shing, Lindenberger, Diamond, Li, & Davidson, 2010]. Таким образом, подростки могут сдерживать импульсивные реакции даже тогда, когда рабочая память (т.е. способность удерживать и использовать знания, приобретенные раньше, наряду с новой информацией) недоступна. Они также
могут использовать рабочую память как руководство к обдуманным
действиям, когда им трудно подавить реактивные импульсы.

По мере развития мозговых сетей, включая сети в коре головного
мозга, дети и подростки могут осознанно обращать внимание и использовать абстрактные понятия (например, воспоминания о себе и мысленные образы), а также конкретные сенсорные явления (например, стимулы окружающей среды, телесные ощущения). Это помогает им переосмысливать и запоминать личную значимость и жизненный опыт [ Luckmann, Jacobs, & Sack, 2014]. Способность извлекать уроки из опыта, вспоминать не только события, но и свои личные обязательства и цели, позволяет подростку использовать память для планирования будущего (т.е. проспективная память) [Сопа, Scarpazza, Sartori, Moscovitch, & Bisiacchi, 2015] и осуществлять самоконтроль, а также не реагировать спонтанно, полагаясь исключительно на правила и воздействия в окружающей среде. В результате этого рабочая память становится более абстрактной, а эпизодическая память — более последовательной, самофокусированной и повествовательной. При этом мышление и анализ эмоций/эмоциональная регуляция основаны на более
интегрированном понимании своей личности по отношению к внешнему миру [Harding, Yucel, Harrison, Pantelis, & Breakspear, 2015]. Эти
способности способствуют появлению в предподростковом возрасте
осознанности — неосуждающего осознания и принятия своих и чужих
мыслей, эмоций, способов мышления и чувств [Kaunhoven & Dorjee,
2017; Marchand, 2014; Marusak et al., 2018].

В подростковом возрасте некоторые мозговые центры продолжают
расти и созревать. Они сокращаются и становятся менее эффективными. Это касается областей, связанных с вниманием (например, базальные ганглии) и реактивностью на стресс (например, миндалины), которые продолжают увеличиваться в объеме и толщине на протяжении подросткового и раннего взрослого возраста [ Foulkes & Blakemore, 2018; Wierenga et al., 2014]. По сравнению со взрослыми, подростки, как правило, в большей степени зависят от немедленного вознаграждения, поддержки сверстников и страха социального исключения. В связи с этим они менее способны распознавать и использовать информационный и эмоциональный вклад других людей при принятии решений [ Morris, SquegliaJacobus, & Silk, 2018; Mueller, Crom- heeke, Siugzdaite, & Nicolas Boehler, 2017]. У них более высокий уровень мозговой активности, по сравнению со взрослыми, в ответ на реальное или ожидаемое вознаграждение в подкортикальных областях (например, стриатум, инсула).

При этом у подростков ниже импульсивность и эмоционально
мотивированное поведение, уровень активации в областях, вовлеченных в исполнительные функции и эмоциональную регуляцию (например, лобная и теменная кора) [ Casey, Getz, & Galvan, 2008; Silverman, Jedd, & Luciana, 2015]. В ответ на ситуации, вызывающие разочарование или сожаление, подростки также демонстрируют меньшую, чем взрослые в период ранней зрелости, активацию в областях мозга, связанных с переживанием эмоций (например, инсула), оценкой своих и чужих эмоций и намерений, торможением [Hansen, Thayer, Feldstein, Ewing, Sabbineni, & Bryan, 2018], рискованным (например, сексуальным) поведением [Rodrigo, Padron, de Vega, & Ferstl, 2018]. По сравнению со взрослыми, подростки также демонстрируют более импульсивные (т.е. миндалина), но аффективно притупленные (т.е. стриатум) реакции на негативный эмоциональный опыт в социальном контексте.

У них также наблюдается крепкая связь между стриатумом и префронтальной корой (попытка подавить импульсивность и увеличить связь в отношениях) [ Fareri et al., 2015]. Таким образом, хотя способности подростков к контролю усилий и эмоциональной регуляции становятся более сильными, гибкими и дифференцированными (т.е. доступными для использования по отдельности при решении комплексных проблем, связанных с отношениями, обучением и производительностью), они продолжают испытывать трудности с эмоциональной регуляцией и осознаванием. В целом, детство и подростковый возраст — это периоды заметной незрелости и одновременно созревания мозга и тела. В них закладывается основа для обучения, которая зависит от опыта. Она поможет повысить сложность и эффективность способностей саморегуляции подростка.

Их обучающийся мозг развивает более комплексные и взаимосвязанные центры и системы. Они необходимы для поддержки нескольких новых способностей к саморегуляции, таких как: гибкое переключение и фокусировка внимания (т.е. контроль внимания), подавление импульсивных реакций (т.е. ингибиторный контроль), планирование и выполнение действий, направленных на достижение цели (т.е. контроль усилий), интеграция новой информации с предыдущим обучением (т.е. рабочая память) и поддержание эмоционального баланса (т.е. эмоциональная регуляция). Эти способности обучающегося мозга позволяют молодым людям начать взрослую жизнь с прочной базой знаний, психологическим и физическим здоровьем и устойчивостью, а также межличностными связями и поддержкой. Однако в подростковом возрасте, как и в раннем детстве, воздействие комплексных травм может сместить обучающийся мозг, заменить его выживающим мозгом.

При этом будут укрепляться сети и связи, составляющие выживающий
мозг и внутреннюю систему тревоги организма. Это, в свою очередь,
приводит к развитию КПТСР.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика