Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

КЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ Метод заучивания Такой метод часто примется в школе: «Или же…

КЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ

Метод заучивания
Такой метод часто примется в школе: «Или же заставляют заучивать путем частого повторения более богатый по объему материал до полного его усвоения, как это делается в школе (метод заучивания)». Испытуемому предлагается заучить один ряд элементов (фигуры, буквы, слова и т.д). Затем предлагается воспроизвести материал. Если есть ошибки, то экспериментатор еще раз проговаривает ряд, и так, пока испытуемый не воспроизведет ряд безошибочно. Количество повторений, которое требуется испытуемому для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем запоминания. При этом становится возможным построить кривую забывания: на абсциссе откладывают число проб, а на ординате — число элементов, правильно воспроизведенных при каждой пробе.. Благодаря этому методу возможно проследить динамику процессов запоминания, а также процесс забывания различного материала.

Метод узнавания
Данный метод являются разновидностью метода заучивания. Испытуемому предлагается материал некоторое количество раз. Через некоторое время экспериментатор просит воспроизвести заученный материал с помощью воспроизведения или узнавания. Число правильно воспроизведенных каждым испытуемым элементов составляет показатель его запоминания; число правильно идентифицированных элементов — показатель его узнавания.

Метод предвосхищения (антиципации)
Испытуемому зачитывается один или несколько раз предлагаемый материал (бессмысленный ряд слогов, слов, фигур и т. д.) После этого испытуемому нужно произнести материал в том порядке, в котором ему его представляли. После только воспроизведение материала испытуемым, который должен соблюдать порядок воспроизведения. Если какой-то элемент (например, слог) забывается, то экспериментатор его подсказывает. Процедура проводится до тех пор, пока испытуемый безошибочно произнесет материал. Какая бы разновидность этой методики ни применялась, получают 4 следующих показателя: 1) общее время заучивания; 2) количество повторений, необходимых для достижения критерия усвоения (n); 3) число ответов, правильно антиципированных в каждой пробе (m); 4) число ошибок в каждой пробе (p). Количественным критерием эффективности является так называемый коэффициент воспроизведения (Кв).

Метод сбережения
Чтобы запечатлеть и надолго удержать в памяти какой-нибудь учебный материал, не следует добиваться этого путем множества повторений, сделанных за один раз, скорее надо распределить повторения на более долгое время (на много раз) с меньшим количеством повторений за раз. то есть вновь и вновь возвращаться к предмету и хотя бы несколькими повторениями снова вызывать его в душе. Этот метод разработан, чтобы изучить динамику изменения памяти, в особенности, забывания во времени. Процедура проводится в 2 этапа:

Первоначальное заучивание материала до безошибочного воспроизведения;
Повторное заучивание; ряд, который предлагался ранее должен заучиваться тем же методом, что и на первом этапе и испытуемый должен достичь того же критерия усвоения, который был на первом этапе.

Таким образом, Эббингаузом было сформулировано три вывода, касающихся работы механической памяти:
Объем непосредственной памяти (количество элементов, которые человек может запомнить «сходу»): 6-7 слогов, 8-10 односложных слов. Если количество элементов превышает объём памяти, то её продуктивность падает.
Эффект края: хуже всего запоминается те элементы, находящиеся в середине, а лучше всего те, которые находятся по краям. Также стоит сказать о том, что числа запоминаются лучше.
Влияние осмысленности на запоминание материала. Это можно подтвердить фактом, что при предоставлении Эббингаузом 36 бессмысленных слогов в среднем было 55 повторений, а при запоминании стихотворения было всего 6-7 повторений.
Позднее были разработаны и другие методы исследования памяти, такие как метод парных ассоциаций (Калкинс), метод уравнивания в заучиваниии (Вудвортс) и другие.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика