Митина СветланаМозаика здоровьяБез лекарствкурсы и семинары Корсун Елена Владимировна
full screen background image
Search
24 сентября 2020
  • :
  • :
Последнее обновление

Как разные люди приходят к йоге. Один из вариантов


            Как разные люди приходят к йоге. Один из вариантов

Как разные люди приходят к йоге. Один из вариантов

«Знание вечно, оно не имеет ни начала, ни конца, и на самом деле ничего другого и не существует».

(Шива Самхита)

С давних времен накопление, сохранение и передача знаний из поколения в поколение считалось очень важным, ответственным и почитаемым делом. Этим занималась особая группа людей, которая в разные времена в разных культурах называлась по-разному: жрецы, волхвы, ведуны, мудрецы, гуру или попросту учителя. Эти люди, выполняя столь важную для общества тех времен миссию, всегда находились на особом счету, были в почете и обладали всяческими привилегиями. Они хранили традиции и уклад того или иного общества, обладали знаниями о мироустройстве, имея особую мудрость, разрешали спорные вопросы, неизбежно возникающие в ходе жизни людей любой эпохи. Свои знания и накопленный собственный опыт впоследствии они передавали следующему поколению мудрецов, которые продолжали их дело в течение следующих лет. Эта группа людей была как бы библиотекой, или, выражаясь современным языком, сервером, где хранились и накапливались знания о мире, природе, человеке и о его роли и предназначении в жизни.

В настоящее время, в век информации и технологий, передача знаний совершенно не утратила своей актуальности, хотя, ввиду информационного бума, знания становятся все более дроблеными, узкими и прикладными. Этой деятельностью занимаются специально подготовленные для того люди – учителя или преподаватели.

Кто же такой преподаватель? Это тот, который, обучая кого-либо чему-либо, передаёт, сообщает ему сведения из какой-либо области знания. Таким образом, задачей любого преподавателя являются передача и распространение знаний в той или иной сфере. Преподаватель йоги, соответственно, занимается передачей знаний в области йоги и всего того, что связано с ней.


            Как разные люди приходят к йоге. Один из вариантов

Цель данной статьи – раскрыть положение преподавателя йоги в современном мире и ответить на вопрос, является ли его деятельность служением обществу, каковы его задачи и конечные результаты. Для этого необходимо понять, как человек становится на путь преподавателя йоги, что такое йога, и что понимать под термином «служение обществу».

Люди приходят к йоге по-разному. Это может происходить по династии, когда сын продолжает дело отца, получив от того его знания и благословение. Здесь как бы все понятно, и мы не будем детально рассматривать этот случай. Рассмотрим другие, более интересные для нас.

В какой-то момент своей жизни человек сталкивается с информацией о йоге и заинтересовывается ей. Это может быть и интересная статья в интернете или журнале с красивыми фотографиями людей, выполняющих асаны, и совет знакомых посетить лекцию или занятие по йоге за компанию, и желание похудеть, стать более гибким, или же мотивом могло стать избавление от неких физических или психологических недугов, травм и болезней. Человек открывает для себя йогу, начинает практиковать, получает положительный результат, иногда даже сверх его ожиданий, продолжает практику, углубляет свои знания в йоге и все больше накапливает в ней свой опыт.

Однажды практикующий осознает, что йога плотно вошла в его жизнь, что сама жизнь изменилась, причем в позитивную сторону,- человек стал более уравновешенным, окреп физически и духовно, что для окружающих его людей это также стало очевидным, и что они все чаще обращаются к нему за советом, касающимся его образа жизни и мышления, а следовательно, и йоги. И человек начинает понемногу делиться своим опытом, полученным посредством практики йоги, поначалу с близкими и знакомыми ему людьми, все более расширяя круг общения на эту тему.

Далее приходит понимание того, что необходимо постоянно поддерживать и расширять качество и количество своих знаний в йоге и практике, что чем больше узнаешь, тем больше возникает вопросов, и чтобы выйти на новый уровень, нужно более детальное и более глубокое изучение аспектов учения. Кроме того, практикующий интуитивно осознает, что чем больше он отдает другим свои накопленные знания и опыт, тем больше новых знаний сам он будет в состоянии получить. Так и возникает идея о получении дополнительного образования, прохождении специализированных курсов и об осуществлении в итоге собственной преподавательской деятельности.

Что же такое «Йога» и что она дает человеку? Само слово содержит в себе санскритский корень «юдж», который означает «скреплять», «соединять», «связывать», а также «применять», «сосредотачивать внимание». Также это слово означает «союз» или «общность». Исходя из этого, йогу часто трактуют как гармоничный «союз души и тела», «единение индивидуальной воли с Божественной волей», «контроль над чувствами и умом». Другое значение слова «йога» — «достижение того, что было прежде недостижимо» (Т.К.В. Дешикачар «Сердце Йоги»).

Йога — это также одна из шести ортодоксальных систем индийской философии, будучи скоординированной и систематизированной Патанджали в его классическом труде о йоге «Йога-сутры», состоящем из 185 сжатых афоризмов, дающих полное объяснение всех практических составляющих йоги. Вот что писал о йоге Махадев Десай в предисловии к своей книге «Гита по Ганди»: «Она [йога] предполагает развитие дисциплины интеллекта, ума, эмоций и воли; это уравновешенное состояние души, дающее человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее аспектах».

Подытожив вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что йогой можно назвать конечный результат, выраженный определенным состоянием тела и сознания человека, так и целостную упорядоченную систему, приводящую к этому результату, а также сам процесс следования этой системе, постепенное и планомерное достижение поставленной цели. Но в самом широком понимании йога – это проверенный временем и известный во всем мире инструмент саморазвития, включающий в себя определенный свод морально-нравственных принципов, формирующих у занимающихся гармоничные отношения и действия по отношению к себе и окружающему миру (яма, нияма).


            Как разные люди приходят к йоге. Один из вариантов

Йога включает в себя также обширный перечень упражнений, направленных на работу с физическим телом (асаны), устраняющих проблемы опорно-двигательного аппарата, дыхательных упражнений (пранаяма), повышающих энергетику организма, целый ряд упражнений, направленных на развитие внимания и концентрации (пратьяхара, дхарана), и другие эффективные практики, направленные на работу с сознанием (дхьяна). Йога – это действенный инструмент, позволяющий менять себя и свою жизнь.

Говоря о роли йоги и её воздействии на практикующих, хочется привести в пример слова из книги известного йогина и учителя йоги Б.К.С. Айенгара «Свет Жизни: Йога»:

«Йога – прекрасный путеводитель с правилами игры, под названием Жизнь…»

«Йога раскрывает творческий потенциал Жизни…Она создает основу для реализации всех возможностей, показывая, как мы можем преуспеть на своем пути, а после приоткрывает завесу тайны над Высшим, Вселенским, Божественным началом. Свет, который йога способна пролить на Жизнь, — это нечто особенное. Он преобразует всех и каждого. Мы не просто начинаем видеть все в новом свете – все наше существо трепещет и видоизменяется, а новые знания возводятся в мудрость».

Более или менее разобравшись с тем, что же такое йога, перейдем к понятию «служение» в широком его значении и более определенному его варианту — «служение обществу». Обратившись к энциклопедическому словарю педагога «Основы духовной культуры», мы находим, что «служение — это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высокопродуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. Служением может быть помощь и поддержка кого-нибудь, строгое и точное, с самоотдачей выполнение своих прямых профессиональных функций, выполнение не по обязанности, а из внутренней гражданской позиции». Исходя из этого, заключаем, что служение обществу — это самоотверженная деятельность, результатом которой является облагораживание общества, деятельность, гармонизирующая внутриобщественные отношения, способствующая эволюции общества. Это добровольный вклад в общественное благо.

Вот здесь мы впервые подобрались к ответу на вопрос, поставленный в начале статьи: является ли путь преподавателя йоги служением обществу. Человек, практикующий йогу по сути, то есть целостно, а не только отдельные ее аспекты, например, выполняя исключительно физические и дыхательные упражнения (асаны и пранаямы), культивирует лучшее в себе, следуя морально-нравственным принципам, называемым «яма» и «нияма», при этом отсекает все негативные и деструктивные качества личности и модели поведения. Такое осознанное отношение к себе и к окружающему миру приносит свои плоды — жизнь человека гармонизируется, становится более экологичной. Дополнительным плюсом является улучшение физического и психического здоровья, повышается стрессоустойчивость. Практикующий начинает лучше понимать себя, становится ответственным и целеустремленным. Постепенно меняется в лучшую сторону и окружающая среда, следуя за изменениями внутренних установок и сознания человека.


            Как разные люди приходят к йоге. Один из вариантов

Таким образом, являясь неотъемлемой частью общества, практикующий йогу человек, меняя себя по зову сердца, прикладывая к себе определенные усилия, уже изменяет общество в лучшую сторону, бескорыстно продвигая общечеловеческие ценности. А это уже и есть первая ступень служения обществу. Как говорится, жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя. Все взаимосвязано и, меняя себя, человек неосознанно меняет окружающих его людей. Видя позитивные изменения в жизни человека, находящиеся рядом начинают задаваться вопросом, что привело к этим изменениям, и все чаще спрашивают совета у практикующего. Момент, когда тот начинает как бы попутно делиться своими знаниями с другими людьми, можно считать следующим шагом служения обществу в жизни будущего преподавателя йоги. И наконец, когда человек начинает осознанно преподавать, вместе с тем усердно занимаясь самообразованием и работая над собой, понимая всю ответственность принятого решения обучать других, наступает время истинного служения.

Конечно, в данной статье представлен несколько идеализированный путь преподавателя йоги. Реальная жизнь многогранна, и порой бывает все не так гладко. Из биографий известных мастеров и учителей йоги мы знаем, что путь большинства из них был тернист и граничил иногда со смертью. Но, преодолев свои ограничения с помощью йоги, они становились только сильнее и начинали нести знания в мир, беспристрастно делясь своим опытом. Поэтому имена многих из них знали до нас, знаем мы, и будет знать следующее поколение людей.

В настоящее время йога становится все более популярной. И это неудивительно, ведь она действительно мощный инструмент не только в работе с телом, но и в решении так называемых проблем ума, которых становится все больше из-за обилия поступающей отовсюду информации и все ускоряющегося ритма жизни в социуме. С ростом популярности растет и количество преподавателей йоги. Безусловно, деятельность не каждого из них можно будет назвать служением обществу. Возможно, многие из них будут отрабатывать общественный заказ, профессионально и четко отбывая часы на коврике, видя в каждом новом ученике лишь дополнительную прибыль. Но, несомненно, будут и такие, для которых успехи их учеников будут выше всяких материальных наград, такие, которые будут полностью отдаваться своему делу, воспринимая его более как миссию, а не как профессию; и в итоге деятельность таких преподавателей станет нечто большим, чем простое преподавание!

В заключение хотелось бы сказать еще несколько слов. В основном большинство людей хотят в жизни одного и того же – физического и душевного здоровья, мудрости, взаимопонимания, умиротворения, отсутствия страданий, хотят свободы и возможности самореализации. И как раз Йога, практикуемая по Сути, способна все это осуществить. В свете вышесказанного становится очевидным, насколько важной и ответственной в обществе является роль преподавателя йоги как носителя Знания, которое способно гармонизировать мир!




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

acecb5471e325cbe