Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МУТИЗМА Термин «элективный мутизм» (нем. Electiver Mutismus) был впервые предложен в 1934…

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МУТИЗМА

Термин «элективный мутизм» (нем. Electiver Mutismus) был впервые предложен в 1934 году швейцарским детским психиатром Морисом Трамером. Он описал случай избирательного мутизма у семилетнего мальчика, который не говорил в школе, хотя нормально разговаривал дома. Трамер одним из первых использовал термины «тотальный» и
«элективный» мутизм. Детей, страдающих мутизмом, он описал как «непсихотических, разговаривающих только в кругу близких». Мутизм Трамер трактовал как задержанный, архаический, оборонительный рефлекс. Предрасполагающими факторами он считал наследственную отягощенность психическими заболеваниями и своеобразие
характерологических черт у родителей — пугливость, ранимость,
несамостоятельность.

Однако первое сообщение о трех случаях избирательной немоты было сделано еще в 1877 году немецким врачом А. Куссмаулем, описавшим нарушение, при котором люди не говорили в определенных ситуациях, несмотря на то, что имели способность говорить. Он назвал его aphasia voluntaria, таким образом подчеркивая добровольный характер отказа от речи. Год спустя французский психиатр Ж. М. Шарко описал мутизм у
своих взрослых пациентов как одно из проявлений истерического невроза, тогда как в немецкоязычной литературе под влиянием работ К. Л. Кальбаума мутизм еще долгое время относился к кругу кататонических нарушений (Буянов, 1995).

Изучение элективного мутизма у детей началось лишь с 20-х годов ХХ века. В 1927 году французский детский психиатр Heuyer описал случай мутизма у девятилетнего ребенка со сниженным интеллектом. Основную причину возникновения мутизма автор видел в изменении эмоциональных взаимоотношений между матерью и ребенком.
Heinze в 1932 году описал троих «добровольно молчащих детей». К. основным причинам возникновения «добровольного» мутизма он отнес такие особенности личности, как повышенная чувствительность, отсутствие активности и инициативы, упрямство, капризность, колебания настроения, инфантилизм. Он описал этих детей как готовых противиться всякой новой ситуации и нагрузке.

Большое внимание ЭМ уделено в работах М. В. Соловьевой (1939). ЭМ рассматривался ею как проявление своеобразного невроза под влиянием психической травмы у детей или как особенность личностного реагирования у детей с определенным складом характера. Предрасполагающими факторами М. В. Соловьева считала интеллектуальную и речевую неполноценность. Она впервые разделила элективный мутизм с психотическим (шизофреническим) мутизмом.

В 1950 году Webeг трактовал ЭМ как возвращение на более ранний этап социально-психологических связей под влиянием неспособности личности установить нужный контакт. Автор считал мутизм результатом симбиотической привязанности к матери и склонности к оральному торможению (парциальный механизм «мнимой смерти»).

Т. П. Симсон (1958) описала случаи полного выключения речи у детей, живших в оккупированной зоне во время Великой Отечественной войны. Она рассматривала мутизм как затяжное невротическое состояние, развивающееся под влиянием сверхсильных для ребенка раздражителей, подчеркивая роль патологического торможения, формирующегося в коре больших полушарий и захватывающего речевой анализатор. Большое значение она придавала органически измененной почве, на которой возникает мутизм.

Г. Е. Сухарева (1959) считала, что мутизм возникает под влиянием умеренно интенсивного шокового психогенного воздействия по механизму парциального торможения филогенетически молодых систем и функций, прежде всего функции речи. Она подчеркивала разницу в проявлениях элективного (психогенного) мутизма у детей младшего и более старшего возраста. У школьников и подростков, по ее мнению, клиническая картина значительно усложняется различными
реакциями личности в связи с затяжным характером мутизма.

М. И. Буянов (1974) обследовал 30 детей и подростков в возрасте 10-17 лет с различными проявлениями патологического формирования личности тормозимого типа, сочетавшегося со следующими клиническими типами элективного мутизма: невротическим, патохарактерологическим и аутохтонным (спонтанным). Патохарактерологический мутизм был результатом зафиксировавшейся сверхценной реакции протеста. У таких подростков постепенно вырабатывались псевдошизоидные черты поведения, они становились неразговорчивыми, внешне замкнутыми, однако в глубине души они тянулись к людям. Аутохтонный (спонтанный) мутизм обычно возникал у подростков с шизоидными чертами характера или с псевдошизоидным типом личности. Для таких подростков было характерно замолкать под влиянием даже самых
незначительных раздражителей, что, по мнению М. И. Буянова,
является признаком углубления деформации личности или ее
декомпенсации. Мутизм у детей и подростков с патологическим формированием личности тормозимого типа возникал на фоне
резидуальной органической церебральной патологии, которая чаще всего проявлялась органическими психическими изменениями, разнообразными речевыми дефектами, церебрастенией.

Е. И. Кириченко и Л. А. Каганская (1974; 1976) изучили 15 детей дошкольного возраста с психогенным мутизмом. Авторы показали зависимость клиники и динамики состояния психогенного мутизма от характера психогении и почвы, на которой он развивается. Было выделено две группы больных: в первой мутизм развивался на фоне нормального интеллектуального и речевого развития, а во второй на фоне резидуальной и церебрально-органической недостаточности.
Преимущественное значение для возникновения мутизма у детей
первой группы имели острые и подострые психические шоковые
травмы, такие как разлука с близкими, помещение в закрытое
учреждение, поступление в школу и прочее. Для детей второй
группы такими факторами являлись хронические психотравмирующие ситуации, связанные с осознанием неполноценной личностью своего дефекта.

В. В. Ковалев (1973), описывая логофобию при заикании, указывал, что в пубертатном возрасте она может привести к полному отказу от устных ответов на уроках, что является источником школьной дезадаптации и становится дополнительным источником переживаний собственной неполноценности. Таким образом, в отечественной литературе отдельным аспектам ЭМ уделяли внимание многие классики детской психиатрии. Но в то же время ни одна диссертация не
была посвящена ЭМ, и с 1977 года практически не выходило отдельных публикаций, за исключением статьи М. И. Буянова в журнале «Дефектология» (1985) и главы в его же монографии (1995), посвященной системным психоневрологическим расстройствам у детей и подростков, где достаточно подробно представлена история изучения мутизма и изложены собственные взгляды на его клиническую классификацию.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика