Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image

ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ В 1950-х годах Соломон Аш, психолог-первопроходец, был известен своими исследованиями, которые демонстрировали,…

ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ

В 1950-х годах Соломон Аш, психолог-первопроходец, был известен своими исследованиями, которые демонстрировали, как общество оказывает давление на человека, чтобы тот ему соответствовал. Он набрал людей для участия в эксперименте. Им сказали, что это было исследование «визуальной дискриминации». Проект этого известного эксперимента был прост: участникам было предложено взглянуть на основную линию, а затем на три другие, и определить, какая из трех линий сравнения была одинаковой длины с основной. Это простая задача, и когда люди делают это самостоятельно, они практически не совершают ошибок.

Ашу было интересно определить, будут ли люди давать заведомо неправильные ответы, чтобы вписаться в группу. Он нанял студентов-мужчин для выполнения этой задачи. В игре принимали участие несколько групп по восемь человек. Но по факту, настоящим участником был только один. Все остальные были сообщниками опыта. Каждый давал свой ответ вслух. Ответ испытуемого был последним. В большинстве испытаний, каждый давал правильный ответ. Но в некоторых случаях все сообщники давали один и тот же неправильный ответ.

Представьте себе ситуацию: первый человек дает явно неверный ответ, и вы почти смеетесь, настолько это очевидная ошибка. Но затем другой человек дает тот же ответ. Потом и все остальные. В таком случае, что вы подумаете? И что особенно важно, что сделаете? Более одной трети (37 %) времени испытуемые давали неправильный ответ, чтобы соответствовать остальным членам группы. Половина из них давала неправильный ответ, по крайней мере, половину времени эксперимента. Примечательно то, что у участников не было потребности вписаться в жизнь других людей. Они не были друзьями, сокурсниками или коллегами. Тем не менее, даже в этой группе незнакомцев студенты колледжа давали ответы, зная, что они неверные, только чтобы соответствовать. Ученый был весьма обеспокоен результатами.

«Мы обнаружили, что тенденция к соответствию в нашем обществе настолько сильна, что вполне образованные и здравомыслящие люди фактически называют черное белым. И это проблема», – писал он.

Подытожим: исследование Аша и подобные эксперименты дают нам веские доказательства того, что иногда люди дают заведомо неверные ответы, чтобы просто стать частью группы. Нужно признать, что эта экспериментальная парадигма искусственная. И последствия неверного ответа весьма незначительны. Большинство людей не особо беспокоятся, если экспериментатор сочтет, что они плохо и неверно оценивают длину линий.

Если ставки высоки, разве мы меньше подчиняемся? Или то, что нас просят оценить, более важно для нас и нашего самовосприятия? Если кратко, то ответ нет. Последующие исследования показали, что наша социальная группа влияет на все виды отношений и поведения – от песен, которые мы любим, до еды, которую потребляем.

Ученые Колумбийского университета хотели изучить, как социальные нормы влияют на музыкальный вкус подростков. Более четырнадцати тысяч подростков пригласили участвовать в изучении музыкальных предпочтений через интернет. Половину из них попросили прослушать малоизвестные рок-песни и скачать те, которые им нравятся. У них не было никакой информации о песнях на сайте, где неизвестные группы выкладывают свою собственную музыку. Другую половину попросили послушать те же самые малоизвестные песни, но им также показали, сколько раз эту песню загружали другие пользователи (показатель ее популярности). Знание того, что многие люди скачали определенную песню, значительно повысило вероятность загрузки конкретной песни участниками. Это четко указывает на то, что тинэйджеры полагались на рейтинги других, когда решали, какие песни скачать.

Нам важно, что думают другие. Но мы не оцениваем все мнения одинаково. Как показали бесчисленные исследования за эти годы, на нас особенно влияют мнения членов нашей группы. Сюзанн Хиггс из Бирмингемского университета и Эрик Робинсон из Ливерпульского обнаружили, что студентки, узнавшие, что другие девушки в колледже не любят апельсиновый сок, позже сообщили, что сами не особо его любят. Информация о том, что студенты-мужчины не любят апельсиновый сок, не слишком повлияла на мнение девушек. Нас заботит идея соответствия людям в нашей социальной группе – группе студенток, например. Естественно, мы готовы поменять свое мнение в соответствии с условиями данной группы.

На людей, которые не отвечают требованиям группы, оказывается очень сильное давление. Они часто подвержены таким негативным последствиям, как смущение, неловкость и враждебное отношение со стороны других. Даже наблюдая за тем, как кто-то другой подвергся осуждению, что вызывает неприятные чувства, мы можем сравнивать себя с ним.

В подтверждение того, что страх неприятия может привести к подражанию другим участникам группы, исследователи поручили студентам колледжа посмотреть одно из трех юмористических видео. В первом видео (высмеивание других (1)) один человек смеялся над внешностью другого, говоря: «У него было так много прыщей, что мы называли его «пицца-лицо». Второе видео (высмеивание себя (2)) показало человека, который говорил: «Когда я был тинэйджером, у меня было так много прыщей, что они называли меня «пицца-лицо». В третьем видео (нейтральное условие (3)) фигурировал комик с шутками, которые не были направлены на кого-либо. Затем всем участникам показали несколько мультфильмов и попросили оценить, насколько каждый из них был смешным. Другие студенты уже оценили мультфильмы как очень смешные, либо совсем несмешные.

Прямо перед тем, как участники оценивали мультфильмы, им сказали, что их ровесники уже якобы дали им оценку. Но им дали информацию, полностью противоположную фактическому рейтингу. Что же показали их собственные рейтинг. Те, кто смотрел видео, где высмеивали человека (1), больше соответствовали предполагаемым оценкам своих сверстников, чем те, кто смотрел видео с высмеиванием себя (2) и нейтральное видео (3). Эти люди посчитали несмешной мультфильм смешным, и наоборот. В итоге все, что напоминает нам о том, что нас высмеивают, – форма социального неприятия – усиливает наше стремление соответствовать. Исследование также дает информацию о том, каким образом хулиганы могут добиться большего соответствия группе при помощи насмешек.

Мы активно заинтересованы как в понимании, так и в соблюдении норм нашей группы. Мы опасаемся последствий вовлечения нас в непотребные действия, особенно когда они совершаются членами нашей социальной группы. Это мешает высказываться в необходимых ситуациях: когда студент распространяет рейтинг тел сокурсниц, когда родственник позволяет себе гомофобные высказывания за столом на День благодарения, или когда коллега делает оскорбительные замечания во время встречи. Это также объясняет, почему члены религиозных и политических групп становятся терпимы к поведению, которое считается недопустимым за пределами этой социальной группы.

Кэтрин Сандерсон — Громкое молчание хороших людей. Буллинг, троллинг, харассмент и другие поводы остаться в стороне

#яОбществоМир




Одно мнение к “ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ В 1950-х годах Соломон Аш, психолог-первопроходец, был известен своими исследованиями, которые демонстрировали,…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика