Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
28 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ Неотъемлемой частью включения ребенка в окружающий мир…

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

Неотъемлемой частью включения ребенка в окружающий мир является формирование у него чувства времени и пространства, в связи с чем происходит и осознание слов, принятых для обозначения различных временных и пространственных отношений.

Глубоко умственно отсталые дети не ориентируются во времени и пространстве, не понимают значений слов, обозначающих соответствующие отношения, а значит, не употребляют их в собственной речи. Представления о пространстве и времени у детей с интеллектуальными нарушениями формируются с большим трудом и в более длительные сроки. Это связано с абстрактностью временных и пространственных понятий, их отвлеченностью от физических свойств предметов. У ребенка в спонтанном опыте нет необходимости использовать обозначения времени и пространства, они, как правило, задаются общим режимом жизнедеятельности и контролируются взрослыми.

Основная цель коррекционной работы в этой части — привлечь внимание детей к временным и пространственным характеристикам явлений и предметов из ближайшего окружения.

В качестве задач воспитания следует определить следующие:
Учить детей осознавать настоящее, прошедшее, будущее на примерах того, что будет и что уже было (сейчас пойдем гулять, будем играть, а потом будем обедать и т. д.);
— формировать практические представления о частях суток на основе выполнения гигиенических процедур и режимных моментов (утро, день, вечер, ночь), а также наблюдений за световым режимом дня, его сменой: светает, солнышко просыпается, мы встаем, — светло, светит солнце, темнеет, зажигаем свет, солнышко устало, мы устали, нужно готовиться ко сну — темно, наступила ночь, дети и игрушки ложатся спать;
— практическое ознакомление с расположением предметов в пространстве, использование предлогов и слов для обозначения пространственных отношений: на, под, в; впереди — сзади, вверху — внизу, далеко — близко;
— учить пониманию и использованию в речи (в соответствии с уровнем ее развития) слов, обозначающих пространственные и временные отношения: утром — завтракаем, днем — обедаем, вечером — ужинаем и т. д.

Как и другие представления, понятия о времени и пространстве формируются у глубоко отсталых детей только в процессе выполнения практических действий, их узнавания и запоминания в ходе многократного повторения.
Одной из эффективных форм организации знакомства с пространственными понятиями, их закрепления в опыте являются игры и игровые действия: утром куклу надо умыть, одеть, покормить завтраком…, вечером — уложим куклу спать; соберем игрушки в коробку, будем ужинать и т. д.

На занятиях рисованием, конструированием, аппликацией, происходит закрепление знакомых слов, обозначающих пространственные отношения.
Опыт нашей работы показывает, что для формирования у детей представлений о времени очень важно совместное планирование дня. Для этого необходим набор пиктограмм с условными обозначениями занятий детей в течение дня: ложка и вилка — прием пищи; солнце и деревья — прогулка; кровать — время сна; кисть, карандаши, краски — рисование; изображение игрушек — игры и т. д.

Ежедневно, после утренних процедур, воспитатель собирает детей в круг возле доски с вывешенными пиктограммами.

Педагог приветствует детей поименно. Формы приветствия могут быть разнообразными: общее приветствие, приветствие песенкой, ритмичной музыкой, приветствие каждого и всей группы словом, жестами, хоровое произнесение приветствия, хлопанье в ладоши и др.
Далее педагог сообщает, что дети будут делать: убирать постели, завтракать, др. Каждое сообщение подкрепляется соответствующей картинкой. Вначале планируется первая половина дня до тихого часа, после которого педагог с детьми обсуждают «программу» второй части дня, а перед сном обобщаются итоги всего дня.
Предварительное знакомство с содержанием пиктограмм не обязательно, но в течение дня нужно непременно обращать внимание детей на прошедшие события (соответствующие пиктограммы располагаются под изображениями предстоящих событий).
Со временем дети научатся понимать и самостоятельно находить символы прошедших и предстоящих действий.
С помощью пиктограмм происходит активизация общения детей, закрепляются представления о времени, характере деятельности, что способствует общей организации группы, развитию речи, других функций психической деятельности: внимания, памяти, наглядных форм мышления.

Достижения в работе по этому направлению обеспечивают основу для осознания ребенком себя в окружающем мире. Важнейшими среди них должны стать:
* умение соотносить определенное время суток с собственными действиями и деятельностью окружающих;
* понимание инструкций, содержащих признаки пространственно-временных связей и отношений, их последовательности и предметном содержании.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика