Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОБМЕН В ГРУПП-АНАЛИЗЕ Конструктивный эмоциональный обмен, который можно широко определить как процесс благотворного…

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОБМЕН В ГРУПП-АНАЛИЗЕ

Конструктивный эмоциональный обмен, который можно широко определить как процесс благотворного влияния на людей посредством их эмоций, — мощная сила в сфере человеческих отношений. Он происходит и дома, и в других жизненных ситуациях, когда личности передают свои чувства способами, которые не оскорбляют эго. Всевозможные группы самопомощи, в особенности «Анонимные Алкоголики», действуют именно на основании конструктивного эмоционального обмена – эмоциональный опыт, который они обеспечивают своим участникам, в большой степени и объясняет успех их программ.

Конструктивный эмоциональный обмен как компонент психотерапии можно определить более конкретно как обеспечение контакта пациентов с чувствами, катализирующими процесс роста. До недавних пор литература редко признавала значение подобного контакта для терапевтических перемен. Например, психоаналитики, придерживающиеся классического подхода, в целом предполагают, что понимание, которое они обеспечивают благодаря интерпретациям, дает пациенту возможность выделить и эффективно воспринять любое эмоциональное питание, которое ему нужно, из повседневных социальных ситуаций и других межличностных взаимодействий.

Однако современная литература, посвященная контрпереносу, показывает, что эмоциональные реакции терапевта также могут быть использованы в терапевтических целях, особенно при терапии пациентов с доэдипальными расстройствами. Концепция конструктивного эмоционального обмена идентифицируется с ширящимся признанием контрпереноса как потенциальной точки опоры для терапии.

Я обнаружил, что чем глубже коренятся проблемы пациента, тем больше он нуждается в переживании чувств, которые поспособствуют желаемым модификациям поведения и тем самым облегчают ему адаптацию к реальности. Стремясь обеспечить эти эмоциональные переживания, я не сосредотачиваюсь непосредственно на поддержке конструктивного эмоционального обмена. Если поставить перед собой задачу разрешить сопротивление переноса, неизбежно придется столкнуться с сопротивлениями, подкрепленными конкретными нуждами взросления.

Временное или окончательное разрешение подобных доэдипальных паттернов предполагает использование эмоциональной коммуникации. Иначе говоря, конструктивный эмоциональный обмен служит концептуальным инструментом разрешения доэдипальных сопротивлений.
Использование этого инструмента может быть различным в зависимости и от методов, и от цели психотерапии. В индивидуальной аналитической психотерапии он применяется к интервенциям, основанным на чувствах, которые вызывают у аналитика поведение и установки пациента, связанные с переносом.

В групповом сеттинге, который создает множество реакций контрпереноса, концепция конструктивного эмоционального обмена также применима к реакциям участников группы друг на друга, причем неважно, приходятся ли они друг другу родственниками или чужими. В более ранней публикации (3) я рассказал об использовании конструктивного эмоционального обмена на примере работы с подростком, страдающим серьезными расстройствами, в семейном сеттинге. Эта статья рассказывает о роли эмоциональной коммуникации в аналитической групповой психотерапии взрослых пациентов и приводит примеры ее использования для разрешения сопротивлений.

По моим впечатлениям, некоторым пациентам необходимо пережить в ходе психотерапии весьма конкретные чувства. Мысль об этом пришла мне в голову, когда один из самых трудных моих пациентов – шизофреник в пограничном состоянии из моей первой группы (1) – на терапевтической сессии заявил: «Ребята, по-моему, я вылечился, так что всем пока-пока». За долгие годы индивидуальной терапии он не сказал мне этого ни разу. Естественно, чувства не должны становиться единственным показателем исцеления; этот человек несколько раз говорил, что ему кажется, что он здоров, и лишь после этого его отпустили из группы. Тем не менее это ощущение было жизненно важной составляющей выздоровления.

Я использовал собственные чувства как терапевтический инструмент в наших индивидуальных отношениях, однако теперь, вспоминая ход терапии, я понял, что для созревания были необходимы совершенно конкретные чувства, которых я не мог ему обеспечить. Пересмотр случая убедил меня, что эти чувства вызывали у пациента две участницы группы. Обе эти женщины сочли его физически привлекательным, а одна из них ответила взаимностью на его симпатию. Вторая женщина, в частности, удовлетворила его отчаянную нужду в восхищении. Кроме того, она катализировала возникновение у него самоуважения, а также отрадного чувства, что он не так сильно болен, как полагал он сам – и как был уверен я.

Пересмотрев другой случай, я выделил чувства и установки, которыми обеспечили участники группы замкнутую молодую женщину с переменчивым настроением. В том порядке, в каком эта женщина почерпнула необходимые чувства из общения коллег по группе, они были таковы: страх, ощущение, что тебя пристально изучают, чувство «семейственности», теплота, озабоченность, волнение, внимание, интерес, сомнение, желание помочь этой участнице, раздражение, презрение, враждебность, разочарование, гнев, удовлетворение, нежность, бодрость, озабоченность тем, чтобы помочь ей, ненависть, любовь, острое сострадание к ее проблемам, ревность, сексуальное возбуждение, смешанные чувства, которые беспокоили ее в первые годы жизни, уверенность и восхищение. Эти чувства и установки внесли существенный вклад в избавление этой женщины от инвалидизирующего эмоционального расстройства.

Тот, кто и сам может обеспечить пациентам контакт со всей гаммой человеческих чувств, не нуждается в том, чтобы черпать их из источника эмоциональности, генерируемого терапевтическим процессом в группе. Беда в том, что ни у одного терапевта нет в непосредственном распоряжении такого широкого диапазона эмоций. А если он предоставит пациенту чувства, «выработанные» для данной конкретной ситуации, они будут отвергнуты как никчемный эрзац. Существенное преимущество групповой терапии состоит в том, что она генерирует более широкий спектр эмоциональных реакций. Чувства, которые обеспечивают друг другу пациенты в группе – спонтанно и естественно – обогащают арсенал эмоций, который в данный момент имеет в распоряжении терапевт.

С другой стороны, следует понимать, что большинство эмоций, которые задействуют пациенты, будучи предоставлены сами себе, либо вредны, либо никак не способствуют личностному росту. В подобных обстоятельствах пациенты, по всей видимости, больше заинтересованы в том, чтобы чувствовать себя лучше, чем в том, чтобы становиться здоровее. Несмотря на неосознанную склонность подпитывать друг друга эмоционально, если терапевт пускает все на самотек, конструктивный эмоциональный обмен составит лишь узкий спектр коммуникаций между членами группы.

Хайман Спотниц — Конструктивный эмоциональный обмен в групповой психотерапии




2 мнения к “ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОБМЕН В ГРУПП-АНАЛИЗЕ Конструктивный эмоциональный обмен, который можно широко определить как процесс благотворного…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика