Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Search
30 апреля 2024
  • :
  • :

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ Н.ЛИНДЕ Эмоционально-образная терапия — сравнительно новое направление, от кататимно-имагинативной терапии она отличается…

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ Н.ЛИНДЕ

Эмоционально-образная терапия — сравнительно новое направление, от кататимно-имагинативной терапии она отличается рядом признаков. Во-первых, исходные темы не задаются терапевтом, а образы создаются клиентом, исходя из проблемного
эмоционального состояния. Общая формула этой терапии
может быть выражена так: чувство — образ — трансформация — чувство. Во-вторых, терапевт совместно с клиентом анализируют
проблему клиента, используя, например, прием диалога с образом, в результате чего выясняется суть внутреннего конфликта.
В-третьих, терапевт предлагает клиенту те или иные методики
мысленного воздействия на образ, которые могут с его точки зрения привести к решению проблемы или продвинуться в сторону решения. Задача всех предпринимаемых действий состоит в том,
чтобы трансформировать исходное негативное состояние в позитивное или нейтральное, поскольку исходное теоретическое положение состоит в том, что любая проблема изначально фиксируется некоторой «застрявшей» эмоцией. Если эта эмоция найдена и устранена, то когнитивная и поведенческая стороны решения проблемы находятся почти автоматически, в противном же случае «доводы разума» практически не действуют.

В некоторых случаях при выборе способа воздействия на соответствующий образ терапевт доверяет интуиции клиента (или своей), но в большинстве случаев действия должны соответствовать
структуре проблемы и преследовать конкретные цели. Главное: не
рекомендуется предпринимать насильственные и чисто механические (без понимания) действия. Например, часто сталкиваешься с непроизвольным желанием клиента выкинуть, зарыть, сжечь
и т.д. негативный образ. Однако практика показывает, что это лишь
подавление или вытеснение с помощью образов исходной проблемы, что не приводит к ее решению. Более того, то, что представляется негативным, в итоге оказывается искаженной частью
личности клиента, которая содержит в себе важнейшие ресурсы.
Поэтому опытный терапевт «читает» образы и понимает, какая
психологическая реальность за ними скрыта, работа происходит
с этой реальностью, но через образы. Наивно думать, что простое
механическое изменение образов приведет к результату.

Понимание проблемы клиента требует знания различных психотерапевтических теорий: психоанализа, индивидуальной психологии А.Адлера, гештальттерапии, трансактного анализа Э.Берна и т.д.

Весь терапевтический процесс по этой схеме
может быть представлен как последовательность
из десяти шагов:
1. Клиническая беседа. Результатом данной клинической беседы
должно быть ясное выделение некоторого значимого симптома:
чувства или состояния. Это чувство должно быть актуализировано
(в той или иной степени) здесь и теперь.
2. Прояснение симптома. На этом этапе, во-первых, симптом
должен быть ясно очерчен и найдены его психосоматические проявления. То есть если чувство недостаточно ясно осознается индивидом, то терапевт старается его усилить, проявить здесь и теперь, выяснить его оттенки. Во-вторых, необходимо установить,
каким образом это чувство или состояние выражено телесно. В-третьих, следует установить связь между некоторой конкретной ситуацией и возникновением симптома.
3. Создание образа. Теперь субъекту предлагается представить
данное чувство (симптом) в форме некоторого образа, находящегося перед ним на стуле или просто в пространстве. Как правило, используется зрительный образ, но можно подключать и слуховой, и кинестетический каналы.
4. Исследование образа. Образ изучается с точки зрения его чувственных характеристик (размер, форма, цвет и т.д.), с точки
зрения функций (что он делает для субъекта) и с точки зрения
отношения (субъекта к образу и наоборот).
5. Проверка на фиксацию. Под фиксацией мы подразумеваем
наличие эмоционально-энергетической связи между образом и
состоянием субъекта. Если такая связь действительно существует,
то какие-либо намеренные изменения образа должны привести к
изменениям состояния субъекта, например, увеличение размера
образа может привести к усилению негативного состояния и наоборот.
6. Трансформация. Здесь может быть применена одна из десяти
базовых стратегий трансформации образа, наиболее часто применимые — мысленное действие с образом, передача чувства и
взаимодействие с парным образом. К этому моменту у вас должна сложиться достаточно ясная гипотеза о механизмах возникновения психологической проблемы у индивида, и вы должны
предложить ему те или иные методы трансформации на основе
этого понимания. Однако можно довериться и интуиции вашего
клиента или провести предварительные пробы с разными методами.
7. Интегрирование образа с личностью. Если достигнуто желаемое состояние субъекта, то необходимо, чтобы последний телесно принял полученный позитивный образ или иным способом
интегрировался с ним как с частью своей личности, или установил с ним другого рода позитивные отношения.
8. Ситуационная проверка. Если субъект представит себе ту ситуацию, которая обычно вызывала данное негативное состояние, и
при этом состояние не возникнет снова, то это может служить
критерием успешности трансформации.
9. Экологическая проверка. Следует выяснить, не возникло ли у
субъекта побочных нежелательных симптомов. Если нет, можно
закрепить результат.
10. Закрепление. Субъекту предлагается поставить внутренний
«якорь», т.е. мысленно договориться с достигнутым состоянием,
чтобы оно сохранилось на необходимый срок.

Основные приемы трансформации образа.
1. Созерцание. Состоит в сосредоточении внимания на том или
ином отрицательном качестве образа (зрительном, слуховом или
кинестетическом), что приводит к бессознательной психологической коррекции.
2. Мысленное действие. Включает любые мысленные действия с
образом (исключая подавляющие и вытесняющие), которые адекватно разрешают проблему индивида.
3. Диалог. Разговор с образом (и от его имени), как будто он
имеет возможность отвечать на вопросы, с целью выяснить психологическое содержание, им выражаемое.
4. Взаимодействие противоположностей. Взаимодействие образов, выражающих противоборствующие или взаимно определяющие существование друг друга чувства.
5. Замена. Мысленная замена негативного образа на позитивный, который должен быть на его месте по природе вещей.
6. Передача или выражение чувства. Процесс высвобождения подавленного чувства при контроле этого процесса по соответствующим изменениям образа этого чувства (управляемый катарсис).
7. Прослеживание судьбы образа. Мысленное прослеживание истории возникновения и «жизни» образа.
8. Свободное фантазирование. Поток свободных фантазий клиента на тему, отраженную в образе, до спонтанного ее завершения или инсайта.
9. Установление новых отношений между частями личности. Принятие ранее отвергаемой части личности через ее образ и установление других необходимых отношений.
10. Выражение нового решения. Заявление образу, выражающему
негативное жизненное решение, о своем новом позитивном решении до его полного исчезновения.
11. Конверсия негативной энергии. Мысленное возвращение позитивной энергии, затраченной ранее на создание негативных
чувств.
12. Метод парадоксального разрешения. Разрешение образу именно того действия или чувства (позитивного), которое он запрещает индивиду (например, если образ тюрьмы лишает индивида свободы, то необходимо дать свободу тюрьме, что на самом деле
освобождает клиента).

Пример 1.
Молодая женщина, подвергшаяся в 14 лет жестокому изнасилованию,
страдала от приступов депрессии и кошмарных сновидений. Я попросил ее рассказать, как это произошло. «Что ты чувствуешь прямо сейчас?» — спросил я после завершения ее ужасного рассказа. «Отвращение», — ответила она. Я попросил ее создать образ этого чувства. «Это существо, как будто целиком состоящее из грязи, и у него красные глаза», — был ответ. «Что тебе хочется с ним сделать?» — «Хочется вымыть его». — «Сделай это». —«А я уже сделала (метод мысленного действия). Ой, оно стало такое беленькое, чистое, и у него голубые глаза!»
Мне стало очевидно, что это ее собственный автопортрет и что до сих
пор она относилась к себе как к грязному существу, вызывающему отвращение. Поэтому дальнейшую работу я сосредоточил на аспекте самопринятия и самоподдержки, работая посредством полученного образа. Состояние клиентки резко изменилось, и она ушла, сияя, продолжая мысленно ласково беседовать с вновь обретенной самостью (естественно, многиедетали здесь опущены, сеанс длился 2 часа).

Пример 2.
Женщина средних лет, испытывающая состояние беспомощности в связи со своей работой, выразила свое чувство в образе тяжелого, затвердевшего мешка с цементом, давящего на нее. Интересно, что у большинства участников группы заболело сердце. Никакие попытки преобразовать образ не удавались. Тогда я спросил: «Что в твоей жизни заменяет этот мешок?» «Смысл жизни», — ответила она. Тогда я подал ей пустой стул со словами: «Вот, здесь находится твой смысл жизни. Что ты теперь хочешь сделать?» «Я хочу этим смыслом уничтожить этот мешок!» — и она замахнулась стулом на то место, куда был спроецирован первый образ. Получив разрешение и одобрение своих действий от терапевта и группы, она разбила воображаемый мешок цемента до степени песка и замела этот воображаемый
песок (замена образа и взаимодействие противоположностей). Сердце у всех участников тут же перестало болеть, настроение было праздничным, а сама виновница торжества плакала от счастья.

ПримерЗ.
Молодой студент после семинара обратился ко мне с проблемой, что
он ощущает себя замурованным в собственном теле, он пытается вырваться, но ничего не получается. «Как ты это чувствуешь?» — попросил уточнить я. «Как будто вокруг меня толстая черная оболочка, как из резины, я пытаюсь прорваться, а она меня отбрасывает», — ответил он. «Тогда попробуй поступить по-другому, вырази ей нежные чувства, попробуй отнестись к ней с теплом, нежностью», — посоветовал я (метод выражения чувств). Студент на минуту сосредоточился, потом с удивлением произнес: «У меня такое ощущение, что я нахожусь в Эдеме, вокруг так прекрасно…» «Ну а теперь ты можешь выбраться оттуда?» — спросил я. «А зачем, там
хорошо и там открытое пространство, никто меня не держит… Да, мне всегда было свойственно как-то насильственно решать проблемы!» — заключил он. А я подумал, что, может быть, все мы уже давно живем в Эдеме, только не подозреваем об этом. (Понятно, что чем больше он старалсяпреодолеть напряжение своего тела, тем больше оно усиливалось, потому что он напрягался!)

Пример 4.
Молодая девушка, участвующая в моем семинаре, испытывала депрессивные чувства, которые напоминали ей образ трактора, который пашет все подряд: и пашню, и лес, и… помойку! Понятно, что это символизировало ее тягостное чувство долга. Никакие прямые преобразования ничего не меняли в этом образе. Тогда я спросил, что должно быть вместо трактора по природе вещей. Она сразу же ответила, что птичка. Взглянув на нее, я понял, что сама она похожа на птичку, но взвалила на себя не свойственную птицам ношу. «Стань в своем воображении птичкой и расскажи нам, что ты чувствуешь (метод замены)», — предложил я. Она была в восторге, она видела себя в небе, она радостно летала, а внизу были поля, леса… не было
только трактора — он исчез! Далее она сказала, что ее плечи испытывают такое чувство, как будто она поднимала тяжести (штангу), а теперь мышцы «отходят», расслабляются. Напомню, что напряжение плечевого пояса характерно для человека, взвалившего на себя избыточное чувство долга.

Пример 5.
Девушка чувствовала, что почему-то не может ощущать себя самой со-
бой. Я предложил ей представить ту силу, которая запрещает ей быть самой собой. Это было прочное стекло, которое ругало девушку, считало ее недостойной. Тогда я предложил ей разрешить «стеклу» быть самим собой (метод парадоксального разрешения), отчего стекло сразу же «растаяло» и «перетекло» в состояние «самособойности». Путь был открыт, и девушка смогла почувствовать себя самой собой, оказалось, что это состояние делает ее счастливой. (Секрет этого приема прост: человек дает разрешение самому себе и перестает с собой бороться.)




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика