избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Экзистенциализм — одно из интереснейших и глубоких на- правлений западной философии. Впервые…

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Экзистенциализм — одно из интереснейших и глубоких на-
правлений западной философии. Впервые термин «экзистенция»
(существование, сущность) был употреблен Кьеркегором, труды
которого легли в основу этой философии. Другим источником экзистенциализма считается феноменология Э.Гуссерля. Крупнейшими философами-экзистенциалистами являются Ж.П.Сартр,
А.Камю, К.Ясперс, М.Хайдеггер и другие. Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание собственного существования. Естественно, что
психология и психотерапия XX в. не могли не подвергнуться воздействию этого учения.

Представителями экзистенциальной психологии можно считать В.Дильтея, Э.Фромма, В.Франкла, Р.Мэя, И.Ялома и других. Ф. Перлз называл гештальттерапию ветвью экзистенциальной психотерапии.

Основные идеи
Основным сугубо человеческим стремлением, отличающим его
от других живых существ, по В.Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается
нереализованным. Люди нуждаются не в лишенном напряжения
состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни — сама жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится отвечать на
него не словами, а действиями. Но этот смысл в принципе доступен любому человеку независимо от пола, интеллекта, характера, среды или религиозных убеждений. Этот смысл всегда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать. Он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла
жизни.

Создание смысла жизни и следование ему можно назвать самотрансценденцией человека, т.е. расширением себя за пределы
своего локального существования. В поисках смысла человека направляет его совесть, совесть — это орган смысла.
Невозможно найти смысл в самом себе, он всегда находится за
пределами самого человека. Поэтому самореализация является только
следствием служения смыслу, и чем более человек отдает себя
этому служению, тем более он становится самим собой.
Человек всегда свободен найти и реализовать смысл своей жизни, смысл жизни может быть найден при любых обстоятельствах.
Именно в тяжелейших обстоятельствах люди нуждаются в том,
чтобы понимать, ради чего стоило бы жить. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. Франкл, сам прошедший Освенцим и Дахау, утверждает, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели бы реализовать.

Таким образом, В. Франкл понимает смысл жизни вполне конкретно, он считает, что человек может найти его в двух вещах:
либо в деле, которому искренне готов служить, либо в любимом
человеке, ради которого ему хотелось бы жить, — во всех случаях
речь идет о самоотдаче. Но также смысл можно найти и в страданиях, смертельно больные люди могут видеть смысл в жизни до
последнего момента, если принимают брошенный им судьбой
вызов и страдают мужественно.

Отсутствие смысла жизни, так сказать, экзистенциальный вакуум ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед
лицом трудностей. В. Франкл пишет о том, что 90 % алкоголиков
и 100 % наркоманов страдают ощущением утраты смысла жизни.
Также он считает, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциальный вакуум.

Напротив того, чувство счастья, по Франклу, представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели, следование смыслу жизни. Когда же у человека отсутствует смысл жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его «в обход», например, с помощью химических препаратов (алкоголь, наркотики), стремления к сексуальным и другим наслаждениям. Однако, чем более человек стремится к наслаждению и счастью, тем более оно от него ускользает (поскольку он концентрируется на себе, а не на следовании смыслу) и требует все более искусственной и изощренной стимуляции, все больших доз, которые помогают ему забыть, что его жизнь пуста.

Таким образом, обращение на себя, свои удовольствия, т.е.
рефлексия, имеющая целью личное счастье, ведет к потере этого
счастья.

Отсюда проистекает метод дерефлексии как способ достижения позитивных изменений путем отвлечения внимания от себя и
переноса его на дело или других людей.
Однако, поскольку смысл жизни всегда уникален, всегда соответствует данной личности, его нельзя дать человеку извне, хотя именно так происходит в странах тоталитаризма, когда всем людям навязывается общий смысл (один на всех). В этом случае смысл жизни данной уникальной личности утрачивается вовсе (человек превращается в винтик системы).

В странах же капитализма большинство находят свой смысл по
принципу конформизма (например, подражая успешным другим).
Этот путь также не позволяет отыскать свой собственный уникальный смысл, придающий значение именно твоей жизни.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика