АУТИЗМ (Белопольская)
Аутизм как клинический феномен достаточно сложен для того, чтобы мы претендовали на его окончательное описание, а тем более понимание. По мере решения существующих, связанных с аутизмом проблем возникают все новые и новые вопросы. Мы формулировали их по ходу изложения и будем вполне удовлетворены, если они помогут вырабатывать направления и задачи дальнейших исследований. Здесь
и уточнение клинико-динамических особенностей аутизма, и более точная верификация наследственного фактора, и все
более актуальные вопросы психогенных ограничений общения, и значение ранних этапов развития в формировании общения, и поиск средств лечения, и мн. др. Самого пристального внимания заслуживает, на наш взгляд, изучение и сопоставление этиопатогенеза, нейропсихологических и нейрофизиологических особенностей аутизма, в частности выяснение роли нарушений межполушарного взаимодействия, первичных и компенсаторных гипо- и гиперактиваций
полушарий в формировании аутизма.
Вместе с тем проделанная работа позволяет сделать и некоторые выводы. Наиболее общим из них является подтверждение положения о нозологической несяецифичности аутизма, проявляющегося клинически в виде ряда синдромов.
В ряду этих синдромов детский аутизм занимает особое место, отличаясь от других и по реакции на лечение. Его прогноз может быть различным, но в любом случае целесообразен активный терапевтический подход. Уряда больных, на этапе установления диагноза кажущихся безнадежными, пользуясь предложенной нами комплексной системой терапии, удается добиться определенного, иногда значительного, прогресса в психическом развитии и социальной адаптации.
Особого внимания заслуживает психопрофилактика
нарушений общения. Сформулированные некоторые ее предпосылки нуждаются в медико-педагогической разработке и конкретизации для внедрения в практику работы медицинского и педагогического персонала и для обучения родителей.
В организационном плане назрела необходимость создания
специальных служб для аутичных детей и подготовка кадров
для этих служб.
В общечеловеческом, этическом, социально-психологическом плане принято говорить о «роскоши человеческого общения». В проблеме аутизма мы встречаемся с общением как необходимостью, трагически очевидной в силу ограничения болезнью способности к нему. По существу, речь идет о детях, которые без помощи врача не могут реализовать и совершенствовать потенции быть и стать Homo socialis. Задача помощи им трудна, но важность решения ее несомненна.