Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

АРХЕТИП МАТЕРИ Целое поколение психотерапевтов использовало модель развития ребенка как карту, по которой можно…

АРХЕТИП МАТЕРИ

Целое поколение психотерапевтов использовало модель развития ребенка как карту, по которой можно проследить эволюцию личности. Концепция «личностного роста» относится именно к этой модели. Идея того, что мы «растем», как растет ребенок (или как развивается экономика), пришла на смену представлению об углублении опыта и продолжающемся всю жизнь поиске мудрости.

Подходы, основанные на мономифе о внутреннем ребенке, позволили ранам, потребностям, уязвимости внутреннего ребенка оформиться в тираническое божество, точную копию подавляющего бога в любом монотеизме. «Бог-отец», ревнивое и всемогущее патриархальное божество, был заменен на «Богаребенка», такого же властного и всемогущего. Целое поколение молодых людей не смогло повзрослеть и оказалось поймано в пространстве между Детством и Зрелостью. Последствия их неудачи трагичны как для них самих, так и для всего общества.

Такое количество инфантильных взрослых людей беспрецедентно и в то же время типично для развитых стран. Хорошие дети, умные, образованные, компетентные во многих областях, просто никак не могут выйти из подросткового возраста. Эта проблема исследовалась с точки зрения социологии, антропологии, психологии и экономики, и основной вывод заключается в том, что это побочный продукт небывалого богатства развитых государств. Более того, проблема взросления существует не только у современных подростков; она относится также и к взрослым людям и может считаться проблемой всей современной цивилизации.

Психология развития, помещая ребенка в центр наших представлений о душе, начинает с простой и совершенно верной по своей сути идеи, что наш привязчивый внутренний ребенок нуждается в нашем внимании; в противном случае он не повзрослеет. Согласна! Архетипический Ребенок не только олицетворяет врожденную хрупкость и уязвимость, сохраняющуюся в каждом из нас, но также несет в себе способность радоваться, играть, быть непосредственным. Однако это не означает, что нам следует сделать Ребенка центром психологического сознания. Самопровозглашенные жертвы всегда являются инфантильными взрослыми людьми, избегающими ответственности. Виктимность – это модель детской беспомощности и ярости; во взрослом состоянии это ненужные расходы, бессмысленная растрата сил.

Всеобщая неспособность повзрослеть указывает на поломку в нашей мифологии. Наш миф о маме, папе и детях, похоже, нуждается в деконструкции, иначе мы не сможем обновить его. Давайте еще раз рассмотрим миф о матери, поскольку именно его мы переживаем первым по мере того, как растем.

Материнство дает возможность пережить опыт неограниченного могущества – могущества, которое женщины часто отрицают, потому что они хотят видеть только свою любовь к ребенку. Эту власть можно описывать позитивно («Я дала тебе жизнь») или негативно («Без меня ты умрешь»), но в любом случае она остается властью. В первые месяцы жизни ребенка его зависимость от матери дает ей абсолютную власть над жизнью и смертью – зелье, способное опьянить каждого. Можно было бы предположить, что женщины, которые посвящают себя исключительно детям, почувствуют облегчение, когда дети вырастут, но многие переживают прямо противоположное. Конец материнства также означает окончание их упоения этой властью, и они сопротивляются этому.

Когда дети взрослеют, они покидают королевство Великой Матери и реальная мама лишается той работы, с которой она так хорошо справлялась. Для супермамы конец всевластья Великой Матери приводит к такому острому кризису идентичности, что она может неверно истолковать свое сопротивление потере неограниченного влияния как подтверждение своей безусловной преданности. Для ребенка утомительное поведение матери может обернуться психологической трагедией, как это неизбежно происходит, когда архетипический эликсир выпит до дна, а кто-то продолжает пытаться насильно вливать его в ваше горло.

Если безграничная привязанность к матери превращается в тяжкий груз на шее ребенка, останавливая этим его взросление, материнская любовь может стать проклятием. Колыбель становится клеткой. Мы приходим в мир с матерью, но умираем в одиночестве. Между этими двумя событиями детская иллюзия безопасности должна постепенно исчезать, пока ребенок не станет достаточно сильным, чтобы нести ответственность за свои решения.

Мать, отыграв свою роль, должна научиться черпать силы из другого источника. Это также способствует созданию более равноправного общества. Хотя на протяжении всей истории человечества преобладал патриархальный уклад, у каждого мужчины был ранний опыт, когда он находился под властью женщины – своей матери. Чем больше общество испорчено сексизмом, тем больше шансов, что материнство – это единственный выход для энергии женщины, из-за этого материнские чувства связаны огромным комплексом власти.

В результате возникает порочный круг, усиливающий мужской шовинизм, что отчасти объясняет такое длительное господство патриархальной системы. Взрослые сыновья, получившие бразды правления, не могут устоять перед искушением наконец-то начать контролировать женщин, защитить себя от своего первоначального страха перед матерью, страха, который обобщается в боязнь силы эмоций женщины и ее власти.

Парис Жинетт — Мудрость психики [Глубинная психология в век нейронаук]

#ЭнциклопедияГлубиннойПсихологии




2 мнения к “АРХЕТИП МАТЕРИ Целое поколение психотерапевтов использовало модель развития ребенка как карту, по которой можно…

  1. Irina Frolova

    Согласна что мальчики повзрослев отыгрываются на девочках. Но почему мать прилипает к ребёнку. Да потому что муж импотент. Она свою секс энергию обращает на ребёнка в виде власти. Так что мальчики не только инфантильны. Они ещё и не сексуальны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика