Словарь йоги. Витарка
Просветление – очень распространённый популярный термин, но что он конкретно обозначает, мало кто может сформулировать. Точнее, каждый будет понимать эту концепцию по-своему. По большому счёту, мы достигаем какого-то «просветления» каждый день. Любое осознание чего-либо, любой пройденный жизненный урок – это уже своего рода «просветление». Поэтому просветление – это бесконечный процесс, ведь, как известно, эволюция, как и деградация, не имеют конечной точки. Нет предела как совершенству, так и регрессии.
Если же говорить о понятиях более конкретно, то в йоге существует такой термин, как «Самадхи». Как известно, санскрит – это очень сложный язык, и одно слово может иметь до пятидесяти разных значений. Согласно йога-сутрам Патанджали, Самадхи является конечной ступенью йоги. Опять-таки конечная ступень не означает высшую точку совершенства. Пожалуй, справедливо будет заметить, что с уровня Самадхи только и начинается йога. Ведь в переводе с санскрита «йога» означает связь. А Самадхи, в соответствии с одной из интерпретаций, – это слияние индивидуального сознания с космическим, то есть в процессе Самадхи и осуществляется эта самая йога – связь с Высшим. И в своём философском трактате Патанджали чётко обозначил ступени достижения Самадхи. Помимо основной концепции, которая известна как «восьмиступенчатая система йоги», ее финалом и является Самадхи, Патанджали также более подробно раскрыл четыре этапа обретения этого состояния: Витарка, Вичара, Ананда и Асмита. Рассмотрим первую из этих ступеней, которая носит название «Витарка».
Концепция четырёх ступеней на пути к Самадхи была описана Патанджали в первой главе, в сутре 17. В переводе этой сутры версии Сэра Ганганадха Джха сутра звучит так: «Реальная связь – та, что достигается с помощью Восприятия, Представления, Радости и Самосознания». Соответственно, в данной версии перевода термин «Витарка» переведён как «восприятие». Но как уже было сказано выше, каждое санскритское понятие имеет множество значений. И термин «Витарка» может также означать много понятий: «анализ», «исследование», «рассуждение», «размышление», «догадка», «представление» и так далее. Такой учитель йоги, как Айенгар, предлагал следующее определение термина «Витарка»: «аналитическое исследование», или «разумный самоанализ».
Если взять нечто усреднённое между различными версиями перевода, то можно сказать, что Витарка – это «размышление». Размышление над чем? Является ли Витарка созерцанием, то есть процессом Дхьяны? И да, и нет. В случае с Витаркой предметом концентрации являются объекты, воспринимаемые органами чувств. Что это значит?
К примеру, в йоге есть такая практика, как тратака – это концентрация на точке, свече или образе. Одним из классических вариантов тратаки является концентрация на так называемой «тханке» — это нечто вроде иконографического изображения с образом просветлённого существа в традиции буддизма. Так вот, концентрация на тханке является типичным примером Витарки – созерцания объекта, который воспринимается органами чувств.
В этом принципиальное отличие Витарки от Вичары, которая является процессом концентрации на более тонких вещах. И Вичара уже является полноценной Дхьяной. Не случайно Патанджали разместил эти понятия именно в таком порядке: сначала следует Витарка, а затем Вичара – более тонкий уровень концентрации.
Процесс перехода от Витарки к Вичаре описан Патанджали в сутре 45 этой же первой главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Грубое ведёт в тонкое, а тонкое, постепенными стадиями, – в то состояние чистого духовного бытия, которое называется Прадханой». Дальнейшие две ступени, описанные Патанджали в сутре 1.17, – ананда и асмита – можно перевести как блаженство и разотождествление с эго соответственно.
Восьмиступенчатая система йоги предусматривает четыре ступени работы со своим умом: Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Можно сказать, что в сутре 1.17 в иной интерпретации Патанджали раскрывает эти понятия. Витарка содержит в себе освоение Пратьяхары – контроля над органами чувств – и Дхараны – удержания внимания на объекте. И далее йогин уже переходит в Вичаре – непосредственной практике Дхьяны, которая приводит сначала к обретению Ананды (блаженства), а затем и к Асмите – разотождествлению с эго, которое вплотную подводит йогина к состоянию Самадхи.
Таким образом, как мы можем видеть, работа со своим умом начинается с концентрации на некоем объекте, воспринимаемом органами чувств. Как правило, это простейшая из форм медитации. Важно отметить, что Витарка – это не обязательно концентрация на зрительном образе, таком как тханка или икона. Это также может быть концентрация на звуке, то есть мантре или любом другом объекте, воспринимаемом органами чувств.
К примеру, в некоторых традициях существует такая практика, как вкушение прасада – пищи, предложенной какому-либо божеству. В данном случае через концентрацию на вкусе пищи также осуществляется Витарка. Это, разумеется, происходит лишь в том случае, если вкушение прасада осуществляется осознанно и в медитативном состоянии, а не просто как обычное поглощение пищи. Таким образом, методов Витарки существует великое множество, и каждый может выбрать для себя тот объект, который вызывает максимальный резонанс с внутренним миром.