избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

Словарь йоги. Викальпа


            Словарь йоги. Викальпа

Словарь йоги. Викальпа

Согласно йога-сутрам Патанджали, на ум (читту) воздействуют Вритти (колебания), которые и являются причинами страданий, вызывая беспокойство ума. И существует пять типов таких Вритти. Один из них – Викальпа.

В переводе с санскрита «викальпа» означает «фантазия», «воображение». В йога-сутрах Патанджали дает подробное объяснение таким явлениям, как Вритти. В сутре пятой главы первой Патанджали описывает их воздействие на ум. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Состояний ума – пять, и они подлежат удовольствию или боли, они болезненны или не болезненны». Далее в сутре шестой этой же главы Патанджали перечисляет пять видов Вритти. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Эти видоизменения суть правильное знание, неправильное знание, фантазия, пассивность и память». Среди прочих пяти видов Вритти Патанджали здесь упоминает такое явление, как Викальпа, что в переводе А. Бейли означает «фантазия». В версии перевода Свами Вивьекананды «викальпа» – «словесные иллюзии». Кришнамачарья предлагает значение слова «викальпа» как «воображение». В переводе версии Е. Островской и В. Рудого «викальпа» – это «ментальное конструирование». А в переводе Фалькова предлагается трактовка «выдумка». Все эти версии перевода отражают множество граней такого понятия, как Викальпа.

Что же такое Викальпа? Викальпа – это своего рода игра ума, комбинации образов, которые были восприняты ранее. Следовательно, образы, которые хранятся в уме, имели под собой реально существующие объекты. Но сами комбинации этих образов, генерируемых умом (читтой), могут быть настолько причудливыми, что к реальности уже не имеют никакого отношения. Именно поэтому в сутре девятой главы первой в версии перевода А. Бейли сказано: «Фантазия основывается на образах, не имеющих реального существования». Как понимать данную трактовку? 

С одной стороны, ум не может воспроизвести образ, который никогда не видел, но с другой стороны, взяв за основу образы реально существующих объектов, ум может сгенерировать нечто реально несуществующее и никогда не существовавшее ранее. К примеру, в уме может всплыть образ розового слона. Сам по себе слон – реально существующий объект. И розовый цвет – также реально существующий объект. Но несовместимая комбинация двух образов порождает фантазию, которая к реальной жизни не имеет никакого отношения. Более точно это раскрывает версия перевода этой сутры Кришнамачарьей: «Воображение – это постижение объекта, основанное только на словах и выражениях. Даже при отсутствии объекта».

Чем могут быть опасны безобидные на первый взгляд фантазии? С точки зрения науки, наш мозг не отличает реальные события от фантазий. И если какая-то воображаемая ситуация или явление воспроизводятся в уме постоянно, мозг воспринимает это как реально происходящее. И если эта воображаемая ситуация или явление имеют негативную окраску (а чаще всего именно так и бывает: негативные события или мысли гораздо крепче закрепляются в сознании), это будет негативно воздействовать на сознание человека, и более того – приводить к накоплению негативной кармы, потому что карма формируется не только на уровне действий, но и на уровне мышления. Таким образом, Викальпа может приводить к образованию самскар – кармических отпечатков с негативным посылом, и это проявится в будущем. В случае, если объектом Викальпы является некий объект вожделения, который человек жаждет получить, то это будет приводить к формированию и укреплению Васаны – привычки желать этот объект и стремиться к нему. В процессе Викальпы Васана может стать настолько сильной, что будет проявлена даже в будущих рождениях, формируя неосознанные желания. Чем большее количество времени происходит формирование такой Васаны, тем большие усилия понадобятся, чтобы её устранить.

В сутре 12 этой же главы Патанджали подробно описывает, как устранить все пять видов Вритти, и в том числе Викальпу. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Управление этими видоизменениями внутреннего органа (ума) должно быть достигнуто неустанными усилиями и непривязанностью». Под неустанными усилиями следует понимать (как сказано в следующей сутре 13) «постоянное усилие в сдерживании видоизменений ума», то есть практикой Дхьяны. Под непривязанностью имеется в виду (как сказано в сутре 15) «свобода от хотения всех объектов желания, земных или узнанных из предания, и здесь, и в будущем».

Таким образом, Викальпа – это фантазия ума, основанная на предыдущем опыте, но не имеющая под собой реальных объектов. Викальпа, как и все остальные Вритти, вызывает беспокойство ума, приводя к страданиям. Помимо этого, Викальпа приводит к накоплению кармы, так как создаёт деформации ума – самскары, которые в свою очередь будут формировать те или иные Васаны – склонности и привычки. Чем больше проявлена интенсивность Викальпы, тем крепче будут Васаны, и тем сложнее их будет впоследствии устранить. Викальпа подавляется процессом практики Дхьяны и непривязанностью – Вайрагьей.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика