Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Практический психолог Ретрит Алтай Неврология Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

Словарь йоги. Рага


            Словарь йоги. Рага

Словарь йоги. Рага

Согласно сутрам Патанджали, причинами страданий являются клеши. Слово «клеша» так и переводится — ‘страдание’. Всего, согласно версии Патанджали, существует пять клеш. Одна из клеш — рага. «Рага» в переводе с санскрита означает ‘страсть’. Дословный же перевод слова «рага» — ‘окраска’. И в дословном переводе понятия такой клеши, как рага, кроется вся её суть.

Ум, освобождённый от влияния клеш, прекращает создавать вритти — видоизменения или колебания, которые присущи уму. Именно эти вритти и окрашивают нейтральные объекты в различные цвета, разделяя их на приятные и неприятные. В процессе проецирования колебаний ума на объективную реальность возникает привязанность к приятному и отвращение к неприятному. Когда внешние объекты и явления облекаются в приятные для человека образы, возникает такая клеша, как рага. О том, что такое рага, пишет Патанджали в седьмой сутре второй главы. В переводе этой главы версии Свенссона рага определяется как «влечение к тому, что приносит удовольствие».

Восприятие чего-либо как приятного и приносящего субъективное удовольствие обуславливается накопленной ранее кармой. Кармические отпечатки в уме, или самскары, как их называет Патанджали, создают предрасположенность к восприятию тех или иных объективно нейтральных явлений как приятных. К примеру, любая зависимость, как химическая, так и нехимическая — является, своего рода, самскарой, которая сформирована прошлыми действиями либо впечатлениями. Разнообразие зависимостей и привязанностей живых существ невероятно велико. И то, к чему привязан один человек, у другого не вызывает никаких чувств и никакого влечения. Это объясняется тем, что у каждого накоплена своя карма и у каждого свои самскары, которые и создают влечение к объектам привязанности.

Таким образом, самскара в уме живого существа позволяет испытывать влечение к получению удовольствия определённым образом. В процессе получения удовольствия от повторения какой-либо деятельности формируется рага — привязанность к объекту наслаждения. В переводе этой же седьмой сутры в версии Е. Островской и В. Рудого суть раги описана следующим образом: «Влечение неразрывно связано с наслаждением». Только испытав наслаждение от того или иного объекта или действия, живое существо, а точнее ум живого существа, формирует такую клешу, как рага.

В чём опасность раги? 

Во-первых, удовлетворение жажды чувственных наслаждений невозможно в полной мере. Это происходит по причине того, что органы чувств, которые и позволяют испытывать чувственные наслаждения, ограничены в своём восприятии, в то время как жажда чувственного наслаждения бесконечна. Это приводит к диссонансу и, как следствие, — к страданиям. 

Во-вторых, стремление к чувственным наслаждениям и попытка их удовлетворить приводит к формированию васаны. Можно сказать, что васана — это своего рода привычка, которая может оставаться актуальной на протяжении множества жизней и определять вектор развития/деградации живого существа. Васана — это глубинная тенденция ума, которая вынуждает живое существо неосознанно на протяжении одной или множества жизней повторять одни и те же действия или алгоритмы. И рага приводит к тому, что человек постоянно удовлетворяет свою страсть и тем самым усугубляет свои васаны, как бы «врезая» их всё глубже и глубже в свой ум. И чем дольше повторяется одна и та же деятельность — тем больше усиливается склонность к совершению этой деятельности в будущем и тем сложнее будет эту деятельность прекратить, даже если возникнет осознание, что та или иная васана является пагубной.

Таким образом, рага — клеша, которая приводит к накоплению кармы стремления к чувственным наслаждениям. Помимо этого, в процессе удовлетворения своих страстей, человек может накапливать и другие виды негативной кармы, к примеру, совершая безнравственные поступки по отношению к другим живым существам, ради получения собственной выгоды и удовольствия. По мере овладения сознанием рага приводит к зацикленности ума на удовлетворении чувственных наслаждений. Как следствие — к накоплению новой кармы, новым воплощениям и реализации этой кармы в новых воплощениях.

Как устранить такую клешу, как рага? Как уже сказано выше, именно вритти — колебания ума приводят к возникновению клеш. О том, как устранить вритти, Патанджали пишет в сутре 12 главы первой. По версии Патанджали, вритти устраняются путём вайрагьи и абхьясы. То есть путём отречения и практики. Под отречением понимается самоограничение в плане стремления к чувственным наслаждениям, а под практикой — медитация. И оба аспекта важны для обретения контроля над своим умом. Одна только практика медитации, без самоограничения, будет приводить только к дальнейшему накоплению кармы и укреплению васан. А только самоограничение, без работы над своим умом, не позволит эффективно преодолевать страсти, потому что вритти будут продолжать воздействовать на ум и вынуждать человека к реализации васан. Рага, как и все остальные четыре клеши, являются порождением авидьи — невежества. 




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика