АТМОСФЕРА ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ
Во многих семьях царит атмосфера пренебрежения. У многих родителей никогда «нет времени» на ребенка. Отец и мать остаются для него недоступными из-за постоянных дел и занятий, личных интересов, тревог, волнений и забот, часто даже в свободное время (например, сидя перед экраном телевизора).
Лишь изредка луч подлинного интереса, теплоты и любви проникает к ребенку.
Чисто внешне с малышом обращаются хорошо: он обеспечен одеждой, пищей (часто лакомствами!), книгами, карманными деньгами, у него есть своя комната. Однако дружеская беседа (такая, чтобы родители не поглядывали на часы) бывает лишь в редких случаях.
Иногда ему помогают выполнять домашние задания или проверяют их. Ему также дают деньги на кино или на поход в зоопарк. Нельзя сказать, чтобы его совсем не любили, но, к сожалению, проявления любви — это всегда лишь короткие эпизоды. Особенно часто (но, разумеется, не всегда) такое положение встречается в семьях, где мать работает, и в специальных учреждениях, где не хватает персонала.
Такие дети чувствуют, что их игнорируют, они не получают поддержки, часто остаются без каких-либо стимулов, скучают и поэтому стремятся присоединиться к кому-нибудь, участвовать в общих делах, испытывать любовь и привязанность.
Некоторые из них в глубине души считают, что они вообще «нежеланные». У таких детей в ответ на проявляемое к ним пренебрежение возникает реакция в виде трех возможностей поведения и их вариаций:
1. Ребенок смиряется со своей судьбой. Он отказывается от попыток заинтересо-вать собой взрослых. Он остается в одиночестве, изолируется, его эмоциональная жизнь не развивается, и, кроме того, у него возникает задержка речевого развития.
Нередко бессознательно он считает, что все дело в том, что его не любят, поэтому у него не формируется и настоящей веры в себя, и часто бывает так, что он даже не пытается блеснуть своими успехами («Кому это нужно?»).
Иногда такой ребенок прибегает к невротическим симптомам (энурез, заикание и т. д.), истерическим припадкам с повышением температуры (когда родители хотят уйти из дома), приступам страха, фантазированию и лжи, после чего, возможно, его отводят ко врачу или консультанту-педагогу, и тогда у ребенка появляется возможность повлиять на установку родителей.
Иногда такой ребенок, испытывающий пассивное пренебрежение к себе, благодаря отзывчивому и терпимому учителю,который охотно идет на контакт, может вырваться из своего одиночества и получить импульс к восстановлению пошатнувшейся веры в себя. Если этого не происходит, то единственный благоприятный выход состоит в том, что ребенок становится заядлым книголюбом, находит в прочитанных историях примеры успешной жизни и по крайней мере в мире фантазий получает возможность удовлетворить свои социальные потребности. Многие такие дети часто беседуют сами с собой. Некоторые просто воображают друга, с которым они разговаривают.
В подростковом возрасте боязливые дети, которыми пренебрегают, лишь в редких случаях присоединяются к группам ровесников или занимаются спортом. Если они открывают для себя мастурбацию, то занимаются ею особенно интенсивно (нередко перед зеркалом).
Во взрослом возрасте им трудно адаптироваться в трудовом коллективе, они слы-вут большими молчунами, их мало ценят (и это подтверждает их собственное мнение, что с ними что-то не так), им сложно общаться с противоположным полом, они предпочитают работать в одиночестве.
2. Ребенок, которым пренебрегают, активен. У него развивается чрезмерная потребность в признании, при каждой удобной возможности он навязывается воспитателям и становится для них обузой. Такой ребенок то пытается чем-то помочь, то непрерывно задает вопросы, то льстив, то снова дерзок, то неловкостью заставляет воспитателя обратить внимание на себя (разбивает игрушки и дорогие вещи), то просто шумит или ведет себя крайне невоспитанно.
В школе активные дети, которыми пренебрегают — если им не удается заинтере-совать собой учителя, — стремятся глупыми выходками сорвать урок или в наказание за них оказаться на «задней парте».
В подростковом возрасте они стремятся быть лидерами в своих группах, производить на других впечатление смелыми остротами или хвастовством, но если затем их из-за этого отвергают, они стремятся, по меньшей мере, досаждать другим. Иногда они примыкают к подросткам с преступными наклонностями и готовы — чтобы не упустить эту возможность присоединиться к другим — на «всякие подлости». Нередко они воруют дома деньги, приглашают других в кафе (чтобы добиться их расположения) или похищают в учебном заведении вещи, которые затем дешево продают заинтересованным лицам, объясняя это тем, что они якобы приобрели их с большой скидкой.
Во взрослом возрасте у них в еще более резкой форме продолжается то, что нача-лось в юности, они пристают к людям на улице и часто напиваются до потери памяти, а по дороге домой горланят песни. Если их стараются пристыдить, то в ответ они только смеются и поют еще громче.
3. Ребенок, которым пренебрегают, ищет эмоциональных контактов вне семьи.
В благоприятном случае он любит ходить в детский сад и провожает друзей домой, приглашает их к себе в гости и говорит, что родителей сегодня не будет дома. Охотно выполняет просьбы соседей. Приветливо здоровается и компенсирует этим недоста-ток эмоциональных контактов дома. В неблагоприятном случае такие дети легко становятся жертвами половых преступлений, не противодействуют насильнику и все скрывают, чтобы иметь возможность сохранить отношения, если насильник любезен и дарит им какие-то безделушки.
Если учитель с ними дружелюбен, то они очень стараются добиться успехов, охотно ему помогают после урока убирать классную комнату, стирать с доски;
они с большим прилежанием выполняют домашние задания, чтобы в классе получить похвалу от уважаемого и любимого учителя. Добиваясь хороших отметок, они часто также получают похвалу и вознаграждение от чрезмерно занятых родителей. Но если благосклонности учителя добиться не
не удается, такие школьники могут вступить с ним в борьбу, как это было показано в пункте 2.
В подростковом возрасте и в старших классах у них могут возникнуть и дружеские отношения, которые представляют собой хорошую компенсацию. Ребенка, если он хорошо учится, охотно приглашают в гости родители друга, которые приветствуют их дружбу. Вместе с другом он делает уроки, через него получает доступ к другим подросткам, ходит с ним на дискотеки, навещает пожилого учителя и приобретает социальные навыки, которых не смог получить дома.
Однако подросток с выраженной потребностью в присоединении может также попасть под влияние сомнительных товарищей, прогуливать школу, участвовать в преступных деяниях и однажды оказаться задержанным полицией. Если его родители состоятельны, его помещают в детский дом, где с ним работают психологи и педагоги, или в хороший интернат, и он может там найти поддержку и понимание.
Но если подросток из менее обеспеченной семьи, прогноз менее благоприятный.
Очень часто подростки, достигшие половой зрелости, слишком рано вступают в любовные отношения гетеро- или гомосексуального характера со всеми возможными благоприятными и неблагоприятными последствиями. У взрослых, если им ранее удалось добиться расположения значимых для них лиц из окружения вне семьи, каких-либо необычных особенностей, как правило, не наблюдается.
У детей, которыми пренебрегают, всегда есть возможности для решения своих проблем. Однако настоящая компенсация удается лишь части из них. Многие из-за своего стремления к самоутверждению ориентированы лишь на получение, а умению отдавать обучены лишь в недостаточной степени.
Курт Зеельманн — Индивидуальная психология Адлера
Что то странное. Норма показана как отклонение, отклонение как логичный результат. Самостоятельность как тотальное, безвыходное одиночество, будто бы контакт ( здоровый и обоюдный) со сверстниками, в том числе и половые отношения в подростковом возрасте, страшная кара и крах всей жизни.
Нормально, когда ребёнок самостоятелен, когда в школе с учителем доверительные отношения, когда есть близкие друзья, да и хулиганство (в рамках закона) нормально.
Вы кого растить пытаетесь? Мамкиных грудничков?