Мельник Нина Анна Сергеева Семейный психолог Ясновижу
full screen background image
Search
20 сентября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ Мальчик 8 лет. При рождении имела место недлительная асфиксия; в младенческом…

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Мальчик 8 лет. При рождении имела место недлительная асфиксия; в младенческом возрасте перенес две легкие травмы. Раннее развитие: до 2 лет приступы ночных страхов с криком. С 2 лет трудности поведения: любил толкнуть, дернуть за ноги. Капризен. Всегда негативистичен, двигательно беспокоен. Любознателен, в 5,5 лет выучился самостоятельно читать. Любил книги, газеты. С 5 лет придумывает небылицы, например, заявлял, что он может перелететь через забор. Моторно неловок, плохо пишет. С 8 лет недисциплинирован, упрям, груб, возбудим: в раздражении кричит, бранится, швыряет все, что попадается под руку. Неусидчив. В школе
срывал уроки, исключен из школы. В больнице проявлял большую
легкость в словесном выражении. Много фантазировал.

На эксперименте выявилось дисгармоничное развитие психики; мальчик хорошо одарен словесно, с легкостью мог выражать свои мысли, при беседе производил впечатление ребенка более старшего возраста. Хорошая память. Процессы логического мышления хорошие, мог находить различие и сходство в предметах (различие: доска непрозрачная, стекло прозрачное; сходство: солнце греет, и печка греет). Мог понять иносказательно некоторые метафоры и пословицы.
Например, к метафоре «каменное сердце» дал правильное объяснение и заявил: «Когда обижают, видят и заступаются, а он видел и не заступился, значит у-него каменное сердце». Так же хорошо мог
объяснить все пословицы. У него довольно большой запас представлений и понятий; в эксперименте на обобщение (в словесном плане) правильно подбирал необходимые термины, например, «час», «минута», и др.—время. «Три», «тысяча», «1/4». «сто» — числа, «Стук», «треск», «гром», «грохот» —звуки. Все остальное тоже было правильно.

Все конкретно-наглядные эксперименты, которые большинство детей его возраста очень любят и охотно ими занимаются, для него оказались очень трудными. Например, он был совершенно беспомощен при обобщении по картинкам (метод классификация), он брал 2-3 картинки, например зеркало и умывальник, и заявлял: это туалетная группа; телефон, часы, стакан — квартирная группа; лук, капуста — огородные и т. д. От эксперимента быстро отказался. Картинки описывал односложно, явно ими не интересуясь. Сюжетные картинки понимал только самые элементарные; если не понимал сюжета,
он не затруднялся приду мать что-нибудь, явно не соответствующее действительному положению дела.

Пространственные представления его плохо дифференцированы, часто путал право — лево, на предложение поднимать руки по примеру экспериментатора, сидящего напротив, поднимал их зеркальным способом. Затруднено сложение до узорам Косса. Складывая, говорил: «Складывать — это очень скучно! Интересно читать, рисовать, играть».
У него отмечается недоразвитие волевых импульсов. Он может делать только то, что интересно и легко дается. Как только появлялись затруднения, он не мог их преодолевать. На эксперименте вместо трудного для него сложения кубиков он мог начать играть кубиками. Насколько словесные ассоциации текли у него быстро, легко, настолько же все наглядное, требующее ручной ловкости, производилось очень медленно, неуклюже. А акая особенность его психической структуры вела к тому, что всякая более или менее сложная работа была ему трудна и он от нее стремился отделаться, а всякие вербальные построим предавался. Способствует его фантазированию присущая ему эйдетическая способность; показанную ему картинку может видеть очень долго; куда ни посмотрит, эта картинка стоит у него перед глазами; мог в кабинете вызвать образ матери, с живостью восклицал: «Вот вижу: мама сидит в кресле и кошечка около нее сидит».

Быстрота словесных ассоциаций в связи с эйдетической способностью, которая позволяет мальчику иметь яркий образ, и слабая связь с действительностью позволяют ему продуцировать различные фантастические построения. Он мог рассказывать, что под полом сидят дьявол с рогами и черти, он слышит, как они там стучат. В больнице, когда он слышит стук из соседнего отделения, он сейчас же себе говорит: «Это дьявол». Он хотел бы быть артиллеристом, так интересно стрелять, разрушать вражеские укрепления. Он строит домики, а потом их разрушает; он больше любит разрушать, чем строить. Он так про себя говорил: «У меня разрушительный характер». Это еще один момент, позволяющий понять его малую продуктивность в интеллектуальной работе при достаточном мышлении и хорошей памяти. Во всем этом и раскрывается дисгармоничность его психики.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика