РЕБЕНОК БЕЗ ОТЦА
Современное общество тяготеет ко все меньшему присутствию отца. Оно настаивает на братстве и равенстве, хотя, если подумать, на равенстве почему-то меньше…Закат отца диктуется социальными процессами, которые кажутся необратимыми. Биотехнологический прогресс поддерживает стремление нашей эпохи отказаться от любой иерархии, по крайне мере, семейной. Но означает ли отказ от иерархии вообще отмену разности мужской и женской роли в семье?
Ликвидация отца из личной истории ребенка означает отмену всей последовательности отцов, которые «отложились», как геологическая порода, в ходе истории, чтобы привести к тому мужчине которого какая-то женщина в один прекрасный день «опознает» как возможного отца для своего ребенка. Иными словами, как мужчину, способного понести символический груз, без которого не смождет определить свое «место отца». Он несет в себе – в языке, в своей манере быть, манере мыслить, в моментах молчания и в своем имени – ту загадочную часть, которая войдет в сочетание с тем, что привнесет мать.
Какие изменения в функционировании психического должны произойти чтобы стали возможны подобные эксцессы? Вспомним, что наша западная мифология содержит предупреждение что ревность между братьями может привести к убийству: Ребенок без отца оказывается в горизонтальных семейных отношениях и это приведет к тому, что он станет взрослым без наставника, обреченным на братоубийственную ревность. Когда нет иерархии – нет места различию. Ребенок без отца будет иметь вокруг себя таких же как он, похожих на него. Это неизбежно толкает его на поиск таких коллективных наслаждений, в которых он может чувствовать себя освобожденным от мучительной реальности, которую навязывает ему современное общество.
Если идентификация с отцом потерпела фиаско, это место занимает тоталитарная идентификация. Когда символическое «укоренение» отца не состоялось, это место оказывается занятым неким функционированием имажинарного типа, которое глобально, спонтанно, вневременно. В дырах этого образа возникают обломки реальности, которым невозможно дать название.
Напротив, идентификация с отцом всегда частична: присутствия, как тень, среди идеалов личности, эта идентификация оставляет место для внутренней работы психического, которая необходима для выработки неповторимости каждого человека. Эта работа начинается в детском возрасте и продолжается всю жизнь. Тоталитарная же идентификация иммобилизирует психическую жизнь, она «затаптывает» самобытность личностей и извращает их.Они могут еще существовать, но в разбитом виде, и им будет очень трудно подняться на поверхность, не пройдя, как в игре «Монополия», через графу «наказание».
Жан-Пьер Винтер — Будущее отца: Как изменится его место в семье и обществе?
мощно
Ничего не понятно но очень интересно.
Мне кажется, кто-то с остервенением защищает иерархию
Отброшенное имя отца приводит к психозу. Пока это к сожалению так. Может новый субъект этого и избежит. Но пока это так.