Алексей Чмутов избавлю от фобий Личностный рост Алейникова Елена Татьяна Кузнецова Семейный психолог Ясновижу Василий Данилов
full screen background image
Последнее обновление

КЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ Метод заучивания Такой метод часто примется в школе: «Или же…

КЛАССИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ

Метод заучивания
Такой метод часто примется в школе: «Или же заставляют заучивать путем частого повторения более богатый по объему материал до полного его усвоения, как это делается в школе (метод заучивания)». Испытуемому предлагается заучить один ряд элементов (фигуры, буквы, слова и т.д). Затем предлагается воспроизвести материал. Если есть ошибки, то экспериментатор еще раз проговаривает ряд, и так, пока испытуемый не воспроизведет ряд безошибочно. Количество повторений, которое требуется испытуемому для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем запоминания. При этом становится возможным построить кривую забывания: на абсциссе откладывают число проб, а на ординате — число элементов, правильно воспроизведенных при каждой пробе.. Благодаря этому методу возможно проследить динамику процессов запоминания, а также процесс забывания различного материала.

Метод узнавания
Данный метод являются разновидностью метода заучивания. Испытуемому предлагается материал некоторое количество раз. Через некоторое время экспериментатор просит воспроизвести заученный материал с помощью воспроизведения или узнавания. Число правильно воспроизведенных каждым испытуемым элементов составляет показатель его запоминания; число правильно идентифицированных элементов — показатель его узнавания.

Метод предвосхищения (антиципации)
Испытуемому зачитывается один или несколько раз предлагаемый материал (бессмысленный ряд слогов, слов, фигур и т. д.) После этого испытуемому нужно произнести материал в том порядке, в котором ему его представляли. После только воспроизведение материала испытуемым, который должен соблюдать порядок воспроизведения. Если какой-то элемент (например, слог) забывается, то экспериментатор его подсказывает. Процедура проводится до тех пор, пока испытуемый безошибочно произнесет материал. Какая бы разновидность этой методики ни применялась, получают 4 следующих показателя: 1) общее время заучивания; 2) количество повторений, необходимых для достижения критерия усвоения (n); 3) число ответов, правильно антиципированных в каждой пробе (m); 4) число ошибок в каждой пробе (p). Количественным критерием эффективности является так называемый коэффициент воспроизведения (Кв).

Метод сбережения
Чтобы запечатлеть и надолго удержать в памяти какой-нибудь учебный материал, не следует добиваться этого путем множества повторений, сделанных за один раз, скорее надо распределить повторения на более долгое время (на много раз) с меньшим количеством повторений за раз. то есть вновь и вновь возвращаться к предмету и хотя бы несколькими повторениями снова вызывать его в душе. Этот метод разработан, чтобы изучить динамику изменения памяти, в особенности, забывания во времени. Процедура проводится в 2 этапа:

Первоначальное заучивание материала до безошибочного воспроизведения;
Повторное заучивание; ряд, который предлагался ранее должен заучиваться тем же методом, что и на первом этапе и испытуемый должен достичь того же критерия усвоения, который был на первом этапе.

Таким образом, Эббингаузом было сформулировано три вывода, касающихся работы механической памяти:
Объем непосредственной памяти (количество элементов, которые человек может запомнить «сходу»): 6-7 слогов, 8-10 односложных слов. Если количество элементов превышает объём памяти, то её продуктивность падает.
Эффект края: хуже всего запоминается те элементы, находящиеся в середине, а лучше всего те, которые находятся по краям. Также стоит сказать о том, что числа запоминаются лучше.
Влияние осмысленности на запоминание материала. Это можно подтвердить фактом, что при предоставлении Эббингаузом 36 бессмысленных слогов в среднем было 55 повторений, а при запоминании стихотворения было всего 6-7 повторений.
Позднее были разработаны и другие методы исследования памяти, такие как метод парных ассоциаций (Калкинс), метод уравнивания в заучиваниии (Вудвортс) и другие.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика