Школа рейки Международный наркологический центр Анна Сергеева Ясновижу
full screen background image
Search
1 ноября 2024
  • :
  • :
Последнее обновление

6 ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ 1) Здесь и как Формулировка самого Перлза – «now and…

6 ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

1) Здесь и как

Формулировка самого Перлза – «now and how» – («здесь и как») лучше всего выражает гештальтистский подход по сравнению с классической формула «здесь и сейчас», которая совершенно не присуща Гештальту. Действительно, подавляющее большинство других методов ориентировано на «здесь и сейчас»: роджерианский подход (проповедуемый американским психологом Карлом Роджерсом, подход «центрированный на клиенте», который часто – ошибочно – называют «недирективным»), восточные практики (дзен, тай-чи и др.), основныее виды групповой терапии и даже психоанализ – потому что он работает главным образом на переносе, ориентированным на воспроизведение «здесь и сейчас», в отношении аналитика, невротических установок моего детства.

Напротив, «здесь и как» подчеркивает специфически феноменологический аспект гештальт-терапии, которая больше занята «как», чем «почему», и отдает предпочтение описанию феноменов, а не их объяснению. «Вернемся от разговора о вещах к самим вещам, такими, какими они представляются в реальности, на уровне переживаемых фактов, прежде всякой искажающей концептуальной переработки».. Феноменология подчеркивает важность субъективных и иррациональных факторов, непосредственно переживаемого опыта с его телесными ощущениями, уникальный для каждого. «Как» выражается именно в позе, жестах или бессознательных «микрожестах», в дыхании, интонации голоса и т. д.

Имплицитные модальности поведения и речи часто главенствуют над их эксплицитным содержанием: так, Перлз – как то же самое много позже сделает Лакан – подчеркивает превосходство обозначающего над обозначаемым. Совершенно очевидно, что работа над «сейчас» нисколько не запрещает обращаться к воспоминаниям, страхам или проектам – при условии, что они появляются спонтанно у клиента, осознанно или нет. Они наличествуют сейчас в его мыслях и в его сердце, они дают пищу его актуально переживаемому. К тому же они сильно изменяются под влиянием текущего контекста (внутреннего и внешнего) и никогда не являются чисто «исторической правдой».

2) Процесс

Итак, процесс остается на первом плане: терапевт – точно так же, как и клиент, – является внимательным и бдительным прежде всего ко всем непредвиденным обстоятельствам отношения, которое разворачивается «здесь и сейчас»: Перлз любил ставить четыре основных вопроса, направленных на протекание процесса:
• Что ты склонен сделать сейчас?
• Что ты ощущаешь в данный момент?
• Чего ты сейчас избегаешь?
• Что ты хочешь, что ожидаешь от меня?

Такое постоянное внимание к разворачиванию ситуации в настоящем остается достаточно специфичным для Гештальта, который обычно интересуется поверхностными феноменами, актуально зримыми. Само собой разумеется, что часто приходится «плыть» от настоящего к прошлому и от поверхности вглубь.

Можно провести аналогию: изучение мембраны дает современным биохимикам важную информацию о глобальном функционировании клетки, а анализ актуального излучения, испускаемого далекой звездой, рассказывает астрофизику о давно минувших событиях.
Итак, на самом деле гештальт-терапевт и его клиенты беспрестанно движутся туда-обратно, как «челнок» (термин Перлза) между настоящим и прошлым, между внутренними, интра-психическими фантазиями и внешним поведением, интерпсихическими отношениями, между невербальной экспрессией и словом, между эмоцией и осознанием в зависимости от очередности появления «фигур» на «фоне» континуума осознавания, от построения и разрушения Гештальтов.

Такое свободно плавающее внимание, такая бдительность одновременно и произвольная, и предсознательная: интеллектуальная, эмоциональная и телесная, сконцентрированная и на интимном субъективно внутреннем переживании, и на внешнем окружении (воспринимаемым точно так же субъективно), такое «непосредственное сознание» настоящего во всех его измерениях исследовались как в дзен-буддизме (про Будду говорится «Бодрствующий»), так и в Гештальте – где это обозначается английским, трудно переводимым термином «awareness». Когда Перлза просили резюмировать Гештальт одним словом, он, как правило, говорил именно awareness, тогда как сегодня многие гештальтисты предпочитают использовать для этого термин «контакт».

3) Граница-контакт

Этими двумя словами начинается основная работа по гештальт-терапии, написанная в 1951 году Гудманом на основе заметок Перлза. Перлз внес в это понятие некоторые изменения в работе «Гештальт-подход» – «The Gestalt Approach»: «Изучение способа, каким человеческое существо функционирует в своем окружении, является изучением того, что происходит на границе-контакте между индивидом и его окружением. Именно на этой границе-контакте происходят психологические события». И Гудман уточняет: «Это граница, где происходит опыт, не отделяет индивида от его среды: она ограничивает индивида, содержит и охраняет его, но в то же время, она относится и к среде. Кожа, например, является не только частью организма, а главным образом органом особого отношения между организмом и его средой». Следовательно, граница «появляется» как изнутри, так и снаружи: она входит составной частью в два различных мира, находящихся во взаимоотношении.

4) Поле и система

В процессе сеанса Гештальта одну из существенных частей «окружения» клиента составляет сам терапевт. Именно с ним устанавливается контакт и разворачивается процесс взаимодействия со всеми непредвиденными случайностями. Клиент и терапевт составляют части одного и того же «поля» опыта, и установка каждого интерферирует с установкой другого. Речь тут идет, разумеется, не о «закрытой системе», а об «открытой системе», находящейся в постоянном обмене с внешним контекстом.
Гудман повторил в гештальт-терапии рассуждения Курта Левина, гештальт-психолога и основателя групповой динамики, который экстраполировал в область социальной теории электромагнитную теорию поля, порожденную эйнштейновской физикой. Гештальт-терапия занимается каждым человеком в контексте его окружения, внимательно следит за тем, чтобы искусственно его не изолировать (он составляет часть «поля») и одновременно не «слить» его с глобальной ситуацией (он остается специфичным).

5) Цикл опыта

Всякое индивидуальное действие или отношенческое взаимодействие протекает в несколько фаз, образующих цикл опыта – другие авторы называют это циклом контакта или циклом удовлетворения потребностей. Перлз и Гудман выделяли четыре основные фазы: пре-контакт, вступление в контакт, полный контакт и пост-контакт.

После смерти Перлза различные авторы уточняли принятую последовательность взаимоотношения и выделяли в цикле от трех до семи фаз. Например, возникновение или ощущение, осознание или awareness, возбуждение или мобилизация энергии, контакт или осуществление, взаимодействие, завершение, отход или ассимиляция опыта (Зинкер и Катцеф); или другая последовательность: пре-контакт, завязка, контакт, развязка, ассимиляция (Гингер). В многочисленных специальных работах можно найти детализированные описания этих циклов. Сейчас же нас интересует сам принцип фазного деления на несколько этапов.
Но такой тип цикла не всегда разворачивается одним и тем же способом: мы уже видели, что для Перлза и Гудмана патология была изучением блокировок и торможений в процессе креативного приспособления. Перлз определяет невротика как «человека, склонного к хроническому самопрерыванию». Такие нарушения в функционировании self, как правило, называются сопротивлениями. Они могут образовывать либо механизмы защиты, пригодные к ситуации, либо напротив, ригидные анахронические блокады, свидетельствующие о патологическом функционировании и выражающиеся в избегании аутентичного контакта.

6) Экспериментирование

Вместо мучительного поиска гипотетических причин трудностей в прошлом Перлз занимается экспериментальным поиском решений: не «знать почему», а «экспериментировать как», используя веер метафорических осуществлений. Осуществление, реализация в действии способствует осознаванию, awareness, с помощью ощутимого действия, «репрезентированного» и апробированного во всех «полярностях». Осуществление противопоставляется также импульсивному и защитному «переходу к действию», изобличаемому совершенно справедливо в психоанализе, потому что такой переход, напротив, «коротит» осознавание, заменяя действие вербальным анализом.

В нормативном французском языке «активная форма» (to experiment) и «пассивная форма» (to experience) экспериментирования выражается одним словом: таким образом, можно сделать опыт или «подвергнуться опыту» (или ощутить переживаемое), как, например, в случае отказа или решения.
Опыт позволяет «испробовать на вкус прежде, чем проглотить», бороться против родительских или социальных предписаний (таких, как «надо», или «следует»…), избегая питаться интроекциями, которые парализуют нашу спонтанность и стесняют нашу оригинальность.

Сюда можно, разумеется, включить интроекции новых норм, парадоксально предлагаемых самими же гештальтистами, таких, как «следует изгнать все следует», «освободите ваши эмоции», «ищите удовлетворение ваших потребностей» (эгоизм) и т. д. На самом деле каждый из нас пробует для самого себя то, что ему подходит, принимая в расчет свою историю, образование, социальное окружение и идеологические воззрения. Сам Перлз неоднократно изобличал тех, кто идентифицировал себя с ним, копируя его во всем, вплоть до изъянов и тиков – таково неизбежное искушение ревностных и старательных учеников, которые наивно воображают, что можно приблизиться к гению учителя, заимствуя его привычки, как это делали конкуренты Лакана, выставляющие напоказ галстук-бабочку и жонглирующие французской грамматикой…

Серж Гингер — Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика