АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНЕГО ОПЫТА (ПРОЕКЦИЯ) В ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Каждый участник приходит в группу со своим определенным прошлым опытом, который воздействует на его эмоциональные и поведенческие реакции в отношении товарищей по группе. Он воспринимает других членов группы и реагирует на них не только на основании их собственного по отношению к нему поведения, но и учитывая подобные поступки и ситуации из его прежней жизни, он реагирует так, как реагировал ранее. Этот прошлый его опыт заново отображается в новой ситуации. Например, молодому человеку более старший по возрасту участник группы напоминает отца, он переносит на него
отцовскую строгость и авторитет, которыми тот не обладает, и реагирует на него, как на своего отца. Интерперсональная реакция осуществляется, значит, не только под влиянием реального человека, но и под воздействием воображаемого образа, возникающего в результате переноса собственного отношения к какому-либо человеку из прошлого.
Член группы, кроме особенностей отдельных людей из своего прошлого, переносит на членов группы и свои собственные явные или скрытые мотивы. В психоанализе понятие «проекция» ограничено только этим частным явлением. Проекция определяется как защитный механизм, посредством которого человек приписывает другим людям свои мысли, чувства и поступки, заведомо им неприятные и для них не характерные. Проекция предохраняет человека от чувства подавленности и тоски, которые могут возникнуть вследствие внутреннего конфликта.
В контексте групповой динамики С.Кратохвил применяет понятие проекции не в узком, психоаналитическом смысле, а в значении, известном в психологии под названием «проективные методы», «проективный тест». В проективных методах испытуемому предлагается так называемый «неопределенно стимульный материал», в котором хотя бы частично отражаются различные прежние переживания пациента, он реагирует на действительный, незнакомый
ему стимул и вместе с тем придает ему нечто от самого себя, из своего прошлого опыта. Таким неопределенным стимулом для пациента становится и психотерапевтическая группа, в которой еще не совсем определились роли и много неясных и неоднозначных ситуаций.
Понимаемое таким образом понятие проекции частично перекрещивается с такими понятиями, как «паратактическое искажение», «неправильное обобщение» («генерализация»), «перенос» и «повторение». Паратактическое искажение подразумевает изменение, переосмысление образа современной действительности на основе аналогии с прошлым. Подобную связь по внешнему сходству принято считать каузальной. Часто встречается и неправильное социальное обобщение. Типичным примером является на первый взгляд непонятное, враждебное отношение молодой пациентки к более пожилой, которая, напротив, питает к ней дружеские чувства, держится сердечно и покровительственно, но чем-то напоминает девушке свекровь, с которой у нее конфликтные отношения. Здесь
имеется в виду и неправильное обобщение травматического опыта и порочный круг невротической интеракции: индивидуум предполагает и ожидает определенное поведение и поступки окружающих, он сам ведет себя в соответствии со своими ожиданиями, и тем самым вызывает у людей ответные реакции, подтверждающие его ожидания.
Например, недоверчивость пациента участники группы воспринимают недружелюбно, что только утверждает его в неправильно обобщенном мнении, будто все люди злые, им нельзя верить и т. п. Уровень обобщений при этом может быть различный. Обобщение распространяется только на определенных людей, которые осознанно или неосознанно напоминают пациенту какое-то травмировавшее его переживание (например, на женщин определенного возраста, внешности, особенностей характера, поведения, или вообще
на всех женщин), или на всех людей («никому нельзя верить»).
Если речь идет о перенесении эмоциональных переживаний из одной ситуации в другую, используется термин «перенос». В психоанализе понятие «перенос» выражает повторение инфантильных чувств к отцу и матери в отношении пациентов к своему терапевту, а также чувств, имеющих инстинктивную, сексуальную направленность. Более часто этим термином пользуются в широком смысле для объяснения переноса эмоционального опыта одной интерперсональной
ситуации в другую. Для межличностных отношений характерно повторение старого, прошлого опыта. Это может быть повторение недавних переживаний или воспоминаний давно минувших дней, хотя бы раннего детства. Повторение не считается с реальностью, реакция на нее не соответствует настоящей ситуации и не дифференцирована. В этом смысле С. Кратохвил понимает перенос как особый случай межличностного общения, во время которого наблюдается
неправильное обобщение и повторение пережитых когда-то прошлых впечатлений, не адекватных новой ситуации.
Психотерапевтическая или учебная группа служит своеобразной маленькой моделью общества, моделью первичных человеческих групп, в которых пациенты живут в реальной жизни. Каждый из них переносит в нее свои чувства и переживания, свойственные им в их естественных группах, может повторять свои способы поведения. Этот процесс протекает автоматически у большинства невротиков, чье поведение приобрело стереотипный характер, и которые бессознательно «перебирают» свои привычные роли и постоянно повторяют свои старые «нереальные» отношения. Модельная группа может сделать такое поведение для всех ясным и зримым, особенно, если она составлена таким образом, чтобы предоставить возможность для разнообразного проецирования благодаря разному возрасту, полу, общественному положению членов группы. Проекция, которая
наглядно воспроизводит интерперсональные проблемы пациентов, предоставляет обширный материал для понимания собственных проблем при помощи обратной связи, комментариев и толкования. Групповая ситуация вместе с тем обеспечивает проверку наиболее адекватных форм интерперсонального взаимодействия.